Одесский дизайнер Андрей Грабельников победил во всеукраинском конкурсе дизайна Design Tomorrow. Темой конкурса стала Украина как брэнд. Он представил свои работы на конкурс в номинациях «Логотип» и «Я люблю Киев». Сделав ставку на нестандартное решение, он выиграл в двух номинациях из четырех, получил 20 тысяч гривен и отправится на фестиваль рекламы в Канны.
В эксклюзивном интервью Андрей рассказал «РепортерUA» о своем видении дизайна, о конкурсе и о своих планах.
Андрей, как часто ты принимал участие в дизайнерских конкурсах? Какие были успехи, опыт и т.п.
Довольно часто с недавних пор. Это хорошая «разминка для мозгов» и отличная возможность проявить себя, в том числе и с другого ракурса - например, я участвовал в конкурсе, главной темой которого была пропаганда экономии электроэнергии (и ресурсов вообще), там скорее плакатная специфика была, совсем не логотипы.
Как ты думаешь, чем ты «зацепил» жюри, какие еще интересные, на твой взгляд, работы были поданы?
Думаю, я угодил в точку, отказавшись от фольклорных мотивов — раз, предоставив комплексное, современное, открытое для развития решение — два. Больше всего мне были интересны работы харьковских плакатистов, они выступали в другой номинации и закономерно там победили.
Скажи, как пришла к тебе идея лого? Ты долго работал над визуализацией мысли? Сколько по времени заняла разработка?
Как пришла?.. — путем логических построений. Нужно было придумать универсальную идею, которая бы безо всякой конкретики (потому что любая конкретизация, допустим ,что Украина - шаровары, могла кому-то серьезно не понравиться (допустим — мне)) «говорила» о привлекательности (притягательности) Украины. Отсюда «вырос» магнит (удачно рифмующий заглавную букву в Ukraine) и идея магнетизма (притягательности), которая является связующим звеном для всех элементов и работает даже в тех случаях, когда сам логотип играет второстепенную роль: затягивающие спирали с местными пейзажами, гипнотические круги в глазах зачарованных очевидцев, посетивших страну — эту тему можно долго и плодотворно развивать. В конечном итоге победил как раз комплексный подход, а не отдельный знак — так и должно быть, ведь темой было «Украина - новый бренд», это комплексное понятие, которое включает в себя, в том числе, и логотип — я именно такое решение и предложил. По времени, на все ушло около недели.
Как ты относишься к тому, что твой логотип напоминает ноты, полосочки, буквы иврита, подкову и т.п.?
Я уже привык, что кому-то не виден объем, который создает контрформа (пустое пространство внутри), и такой человек воспринимает изображение плоским. У жюри, к счастью, таких проблем не возникло.
Где, кем и как будет использоваться логотип?
Ну, во-первых, не логотип, а бренд опять-таки. Благодаря своей открытости его можно развивать и без моего участия - этим организаторы и займутся, причем, по их заверениям, будут продвигать его на официальном уровне.
Что лично ты будешь иметь с этой победы, кроме 15 тыс. и поездки на фестиваль Каннские Львы и OFF? Как ты считаешь, это адекватное вознаграждение за труд?
Ну, во-первых, с посещением самих фестивалей вышла накладка и посещать их придется, видимо, за свой счет. Поездка оплачена, посещение - нет, оказывается так. Кроме денег и поездки, мне посчастливилось завести новые профессиональные связи, в том числе и с работодателями - это очень важно. Об адекватности оплаты говорить было бы нескромно - это все-таки конкурс, и все соглашаются на участие добровольно и безо всяких гарантий.
С кем ты советовался, или никому ничего не говорил, чтоб не сглазить?
Да нет, сам все сделал, я вообще предпочитаю так и работать.
Ты работаешь вручную (рисуешь сам) или на компе? В какой программе?
Некоторые эскизы делаю от руки в блокноте, а вообще работаю, конечно, за компьютером. Кроме того, время уходит еще и на то, чтобы всю предстоящую работу придумать и продумать — это не требует ни блокнота, ни компьютера, ни даже рабочего места.
Твои общие впечатления о конкурсе, награждении, ведь он проводился впервые. Насколько профессиональным он оказался?
По большому счету все получилось хорошо, организаторы очень старались. Самое приятное удивление (как раз профессиональное) — компетентность и смелость жюри (кто бы сомневался).
Ты подавал свои работы в другие номинации конкурса?
Я подал еще одну свою работу на конкурс в номинации I love Kiev, это немного в стороне от основной тематики конкурса, и… тоже выиграл. В общем, у меня два Оскара.
Готов ли ты к возможной критике?
Получаю ее порционно каждый день и получал еще до того, как узнал о результатах — существуют всякие специализированные дизайнерские ресурсы, и мое конкурсное предложение вызвало там самое живейшее обсуждение в самых нескромных выражениях, теперь от этого, конечно, еще приятнее.
Как ты считаешь, поймут ли тебя, твой логотип обычные люди, не дизайнеры, не специалисты?
Я не очень на них рассчитывал, я делал то, что сам считал интересным — в конце концов, всем не угодишь.
В продолжение предыдущего вопроса, как ты считаешь, должны ли простые граждане, обыватели судить, выбирать лучший логотип, знак и т.п.? Я имею в виду ситуацию с логотипом Одессы. Я знаю, ты тоже принимал участие в этом конкурсе, какие твои впечатления о нем? (если можно, фото твоего варианта)
Я считаю, что нет, не должны. Публика не очень компетентна в этих вопросах, кроме того, когда выбирали туристический логотип Одессы — мало того, что голосовали всем миром, так еще и голосовали одесским миром, многие участники делали «логотип для одесситов» — это бред, нужен был «экспорт», он должен в первую очередь нравиться «там», а не «здесь». И вообще попытки ограничиться логотипом обречены на провал, нужны комплексные решения, в котором логотип будет одной из, но не единственной доминантой. Невозможно впихнуть дюжину хорошо читаемых, понятных и доступных эпитетов Одессе, уместив все на кончике иглы (в одном символе). Я как раз пытался предложить развернутое решение, но на конкурс выдвинули только листочек с логотипом.
Где, кем и как будет использоваться логотип?
Какой? Одесский будет выбираться снова — мне кажется, это выдает либо некомпетентность, либо несерьезность организаторов (давайте засветимся еще раз), у нас что, будет по новому логотипу в год? Хотя это идея — Одесса с тысячей лиц, ага, надо запомнить!
Как ты считаешь, на каком уровне находится сейчас украинский дизайн?
Ниже, как говорится, плинтуса.
Есть ли перспективы развития? Почему так мало интересных работ в рекламе, оформлении…
Ну пока для многих это скорее вопрос моды, престижа, а не эффективности (хотя рекламщики прилагают массу стараний, приводят результаты «до» и «после», чтобы было наоборот), как вот была и продолжается мода на ребрендинг (хотя эта мода у нас порождена как раз ЭФФЕКТИВНЫМ примером Билайна). Зачем тратить миллион, если продажи идут хорошо и со склада без вывески вовсе? Правильно, пока незачем! Правда, потом может быть поздно. С другой стороны (со стороны престижа), если заказывают рекламные решения, то зачастую важен не качественный уровень и мнение профессионалов, а сам факт заказа и статус агентства, у которого заказывают услугу. Самые «жирные» заказы очень показательно совершаются за рубежом, например, в Англии.
Где, у кого ты учился (учишься, хочешь поучиться)?
Учился вообще-то сам, тут негде получить специализированное образование европейского класса. Продолжаю пока в том же духе. Хорошие, даже угнетающе прекрасные примеры всплывают в интернете ежедневно — есть, короче, на что ориентироваться.
Твои планы на будущее?
Воплотить свой потенциал как можно в большей степени и с как можно большей выгодой.