Народный артист Украины, запорожский актер Александр Гапон почти полвека играет на сцене Запорожского областного драматического театра им. Магара. Театр без преувеличения стал весомой частью его жизни. По стопам отца пошла и дочь Инна, которая также избрала для себя сцену.
Накануне 70-летия Александра Гапона корреспонденты «РепортерUA» встретились с запорожским актерам в гримерной Запорожского областного театра им. Магара.
«На самом деле мое знакомство с театром Магара, тогда еще – Щорса, началось несколько раньше – на 4 курсе я здесь проходил стажировку, а через год – в 1962 году - начал работать в театре», - рассказал при встрече Александр Гапон.
Маленьких ролей нет, есть маленькие актеры
За почти 50-летний творческий путь за плечами актера более 150 сыгранных ролей. Хотя Александр Гапон их не считает и говорит, что стоит выделять главные роли в пьесах. А таких на его счету – более 60. При этом театрал признается, что очень любит играть в эпизодах.
«Эпизод должен запомниться зрителю, быть ярким и глубоким. И какая бы не была роль маленькой, в нее надо вложить душу. Обычно я говорю, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры», - считает Александр Гапон.
По словам актера, были случаи, когда зрители приходили в театр для того, чтобы посмотреть не саму пьесу, а какие-то определенные эпизоды, после чего уходили из зала.
Первая заметная роль в творчестве запорожского актера – Севка в пьесе «Чти отца своего». Своей отправной ролью Александр Гапон считает роль Стецька в пьесе «Сватання на Гончарівці».
«После этой роли я проснулся знаменитым», - признался актер.
Кстати, именно роль Стецька сыграна больше других – около тысячи раз. И сейчас на сцене театра Гапон часто выходит перед зрителями в своей «отправной» роли.
Как раз в это время, через 5 лет работы на сцене, Гапон первым стал лауреатом Комсомольской премии имени Андросова.
«На самом деле искусство безгранично, а актер не имеет возраста… Он только может менять роли на более характерные, но со сцены уходить не должен. Каждая роль – это всегда волнение, и мои лучшие роли, я думаю, еще впереди. Ведь работа над новой ролью – как чистый лист бумаги, который надо заполнить характером, игрой, типажом, самим героем», - уверен актер.
Дуэт с дочерью
Все это время игра на сцене шла параллельно с концертной деятельностью. По стопам отца пошла и его дочь, хотя вначале такой выбор отец не одобрял.
«Если честно, то я не хотел, чтобы дочь была актрисой. Это очень тяжелая и зависимая профессия. К тому же актер не всегда выбирает для себя роль, часто ему приходится ждать хоть какую-то роль. Поэтому в начале карьеры я Инну больше направлял в концертную, чем в актерскую деятельность», - рассказал Александр Гапон.
А теперь последние 10 лет отец и дочь выступают с песнями на сцене вместе.
И сейчас Александр Гапон признается, что «...счастлив, что дочь выбрала сцену».
«В песенном деле дочь пошла дальше меня, но так и должно быть, чтобы дети шли вперед родителей», - подытожил актер.
Каждая роль по-своему разная, яркая, необычная. Жизнь и поступки своего героя актеры должна сыграть как свои собственные.
«В «Детях Арбата» я играл роль начальника караула… Так от этой роли самому было страшно. Но труднее всего играть перед детьми. Когда в зрительном зале дети, то надо играть особенно откровенно и проницательно. Ведь зрителя не обманешь фальшивой игрой, а детей – так особенно», - поделился Александр Гапон.
На упавший сценарий актеры… садятся
Из многих театральных примет в закулисье театра верят в то, что если вдруг из рук упал сценарий, то на него надо обязательно сесть, а то роль завалишь.
«Да, в каком бы ни был костюме, падаешь на пол сверху на этот сценарий», - со смехом признается актер.
А еще перед выходом на сцену Александр Гапон избегает встречи с женщинами и ради этого даже готов пробираться к сцене любыми окольными путями.
«При всей моей любви и уважении к противоположному полу, перед выходом на сцену встреч с женщинами я стараюсь избегать, а то мне, в свою очередь, потом не избежать провала. Ради этого я даже не пользуюсь лифтом и хожу пешком, а потом иду в обход», - признается Александр Гапон.
Каждый день – экзамен на зрелость
Также актер признается, что на самом деле репетиции в театре идут не по четкому графику, например, с 11.00 до 13.00, а с 11.00 и до тех пор, пока «все не получится». Были случаи, когда актер на сцене настолько вживался в роль, что падал в оркестровую яму, получая переломы ног и рук. Но самое страшное для актера – это страх на сцене.
«Волнение у актера должно быть всегда, но просто ужасно, когда на сцене начинается настоящий мандраж», - считает Александр Гапон.
Как рассказал актер, потерять свою профессию очень легко, и каждый день, несмотря на возраст и опыт, на сцене актерам приходится сдавать «экзамен на зрелость».
«Если честно, то с детства мечтал стать летчиком. Наверное, если бы мог начать все заново, то пошел бы больше по вокалу, чем по актерскому мастерству. Хотя когда вспоминаю аплодисменты и овации зрителей, то сцена так и тянет», - признается Александр Гапон.
Александр Гапон удостоен почетного звания "Заслуженный артист СССР" и "Народный артист Украины".
Наверное, в этой неоднозначной и многогранной профессии и не должно быть четкого ответа на то, что держит людей на сцене…
«Пусть в последние годы зрители несколько отошли от культуры, но театр будет бессмертен до тех пор, пока бессмертен человек… А у каждого из нас начинается собственный театр с того момента, как мы утром просыпаемся», - подытожил Александр Иванович.
Коллектив редакции от чистого сердца поздравляет Александра Гапона с приближающимся юбилеем, который актер отмечает 4 июля, и желает творческого вдохновения, зрительских оваций, главных ролей и актерского мастерства.