Уже семь лет известный крымский курорт Коктебель на 4 дня в году превращается в джазовую феерию. В этом году праздник джаза в Коктебеле случится с 9 по 13 сентября. Любители этого стиля – не только музыки, но и жизни, – ежегодно стремятся приобщиться к кусочку этого долгожданного счастья на берегу Черного моря. Кстати, как рассказала «РепортерUA» организатор и идейный вдохновитель праздника под названием «Джаз Коктебель» Лилия Млинарич, девизом фестиваля на самом деле являются слова «Мы хотим быть счастливы вместе».
О том, как делается фестиваль, о его истории, организации, музыкантах, взаимоотношениях в рамках мероприятия и даже немножко о самом Коктебеле мы говорили с Лилией Млинарич.
Лилия, все любители джаза примерно знают историю создания фестиваля «Джаз Коктебель», но нам бы хотелось узнать о ваших собственных воспоминаниях… Каким Вы помните первый год фестиваля, а также что именно послужило толчком для его создания?
- Личных воспоминаний достаточно много и они совершенно необычные. Толчком для создания фестиваля было желание помочь этому месту, помочь совершенно замечательному музею – музею Максимилиана Волошина, а также желание показать масштаб такой фигуры, как Волошин, в культурологическом европейском процессе. Так что в 2003-м году, приехав в Коктебель на майские праздники с совершенно частным визитом и увидев разрушение как площади Волошина, так и Дома-музея Волошина, я со своими друзьями, а в частности, с очень известным российским журналистом и прекрасным человеком Дмитрием Киселевым, поделилась своими личными впечатлениями. Он сказал: «Знаешь, есть хорошая европейская традиция, – для того, чтобы помочь хорошему делу, как правило, проводится какое-нибудь мероприятие, которое станет настоящим событием. Так давай придумаем, какое событие это может быть». Мы придумали такое событие, как джаз-фестиваль.
Это очень интересно. Кстати, действительно, далеко не все, кто приезжает на мегапопулярный сегодня «Джаз Коктебель», знают, что начиналось-то все с музея Волошина. Кто помог вам воплотить эту идею?
- Спасибо большое, что на тот момент нашлось много друзей, которые помогли совершенно бескорыстно. К примеру, фирма «Yamaha» привезла сцену, Володя Солянник собрал музыкантов, и многие приезжали помогать… Например, Ян Табачник абсолютно без всяких там гонораров приехал и помог провести замечательный концерт. Именно вот так возник первый фестиваль. Дом-музей Волошина стал побудительной причиной его создания.
Когда был проведен первый фестиваль?
- Я не знаю больше фестивалей, которые возникали бы более быстро и делались в столь короткие сроки. Разговор этот у нас состоялся 30 мая, а первый фестиваль открылся уже 9 июля.
В том же Крыму очень много интересных и замечательных мест. Почему же именно Коктебель?
- Когда мы просматриваем сейчас переписку в наших сообществах, то не только я, но очень многие люди отмечают, невероятную и необычную энергетику этого места. Общеизвестно, что Кара-Даг – это потухший вулкан. И даже в те тяжелые зимы, когда были сильные морозы, о чем странно вспоминать при такой жаре, виноградники вокруг Кара-Дага не вымерзли, хотя вообще-то в Крыму очень сильно они пострадали. Само это место пропитано культурными традициями. Есть такая специальная экскурсия, как дача Коктебеля; так вот если мы посмотрим в справочник, то увидим там множество абсолютно легендарных имен. И сейчас в Коктебель приезжают замечательные люди, которые устраивают выставки, дают концерты… все это есть в Коктебеле.
Бесплатным был только первый фестиваль?
- Нет. Фестивали были бесплатными до 2007-го года. Связано это было с очень простой причиной – у нас были не только коммерческие партнеры, а были спонсоры и меценаты. Не вспомнить об этом я не могу, как не могу не сказать спасибо. К примеру, была Национальная резервная корпорация из России и лично Александр Лебедев, который так поддерживал фестиваль... и другие люди.
Позже так получилось, что спонсорство закончилось. Какую-то помощь от спонсоров все еще получает Дом-музей Волошина – мы помогли его создать. В тот момент, когда у фестиваля не осталось меценатов, оргкомитет встал перед дилеммой – проводить фестиваль, начав продажу билетов, или просто его закрыть. Мы решили продавать билеты, чтобы не обмануть публику и покрыть те затраты, которые мы понесли в ходе подготовки.
В общем, и сейчас не все концерты на фестивале платные, так что даже самые бедные люди могут приобщиться к джазу…
- Да. У нас есть такой формат, что дневные концерты проводятся бесплатно, а ночные и вечерние - платно. Если честно, это европейская практика.
Хотелось бы поговорить также о проблемах организации фестиваля: какие трудности возникают во взаимодействии с властями Коктебеля, а также с тамошними предпринимателями и жителями. Насколько прозрачны эти отношения?
- Смотрите, отношения с поселковым советом абсолютно прозрачные и за это я должна сказать большое спасибо мэру Коктебеля – Алексею Николаевичу Булыге, а также его заму – Александру Качко, который уже много лет своими руками помогает фестивалю. К примеру, Александр сам может сесть в свою машину и поехать за музыкантами. Это очень ценится. Проблема остается с инфраструктурой. Впрочем, это общекрымская проблема. Здесь отмечу, что благодаря фестивалю начали тянуть центральную канализацию. Сообщаю, что до 2005-го года центральной канализации в поселке, простите меня за такую прозу жизни, вообще не было. Сейчас же часть поселка, таким образом, уже благоустроена. Они надеются, что до 2012 года закончат и остальную часть. Появилось развитие и сервисного бизнеса в Коктебеле. Мэр поселка тоже не скрывает, что от нашего сотрудничества есть результаты. К примеру, увеличилась продажа торгового патента, т.е. продлился срок – уже они продают не на три курортных месяца, а на четыре. И это дополнительные деньги в бюджет, а это означает, что власти больше могут помочь своим местным программам.
Так в чем же все-таки заключается основная проблема организации? Ведь не все так гладко?
- Основная проблема до сих пор в отношениях с местными предпринимателями. К примеру, когда мы просим убрать звук ревущей дискотеки, а у нас в этот момент идет выступление мировой звезды, то хозяин кафе, в котором на танцполе находится 6 человек, говорит: «Но они же мне по 50 грн заплатили!». То есть у них нет четкого понимания, наверное, как связано проведение фестиваля с развитием этой территории. Часто, когда прошу убрать палатки с фестивальной территории, потому что мы же оформляем эту территорию, мы получаем все документы, официальное разрешение, слышу такие слова: «Ну не будет вас, так будет кто-то другой». Вот в этом и есть основная проблема – ментальная.
Вы считаете, что местная лоточная торговля мешает самому фестивалю?
- Благодаря как раз поддержке местного поселкового совета на фестивальной – строго отведенной территории – у нас нет этой проблемы. Уже, слава Богу, за эти годы выработалось вежливое отношение друг к другу – мы только появляемся, как они уже с этих площадей исчезают. Здесь я ни в чем не могу обвинить представителей местной торговли. А вот понимание того, что это совместный труд и что мы тоже что–то в это вкладываем, его просто нет. В этом году, например, специальное предложение по гостиницам выглядит так: цены, умноженные на два, для размещения музыкантов, а для фестиваля специальная скидка – 10-15%. «У нас же фестиваль!» - говорят нам владельцы частных гостиниц.
Какие еще вопросы, по Вашему мнению, неразрешимы в ближайшее время?
- Думаю, что, как всегда, это дорожный вопрос, потому что Коктебель нуждается в обустройстве дорожной инфраструктуры. Одна из сцен – это большая сцена фестиваля – была вынесена на пляж. Это дух фестиваля, это красиво, но те, кто был на фестивале, говорят о том, что там нет дорог, а потому подъехать очень трудно. Парковка не организована. Людей нельзя винить за жалобы, но они не всегда понимают, что фестиваль-то приезжает всего на 4 дня, а потому у нас нет территории в аренде, нам просто временно выделяют территорию для постановки сцены.
Как бы тривиально это не звучало, но вопрос с туалетами остается актуальным для всех посетителей фестиваля. Будут ли изменения в лучшую сторону в этом отношении?
- Изменения, конечно, будут. Мы планируем сделать две санитарные зоны: одна из них при входе на большую фестивальную территорию (площадка ню-джаза), а другая (10 точек) – просто по всей территории фестиваля на некотором отдалении от концертных площадок.
Что в этом году удалось реализовать совместно с проектом «ЛИНК»?
- Как раз проект «Линк», который направлен на развитие регионального бизнеса, помог нам провести крымское при-пати (промо-концерт, предваряющий фестиваль, - ред.). Спасибо и «Линку» и управлению культуры города Феодосии за то, что мы смогли показать концерт и такую живую, необычную, непростую музыку. И, как мне показалось, даже все страхи насчет того, что люди не будут это слушать, потому что им это непонятно, были развеяны самим актом проведения этого концерта. Кроме того, у нас прошла встреча с крымскими туроператорами и с представителями прессы, где мы говорили о том, как нужно развивать наше общее сотрудничество.
Давайте поговорим немножко о творческой стороне дела: как вы подбираете музыкантов на фестиваль и кому отдаете предпочтение?
- Вы знаете, нет единой схемы на этот счет. Есть только рождение концепции. Бывали годы, когда мы увлекались определенными направлениями, к примеру, был такой год, когда мы увлеклись world music, и нам хотелось показать все самое яркое в этом направлении – это тоже неплохо. В общем и целом, задача фестиваля – это иллюстрация современных трендов, т.е. современных направлений фестивального движения и перенос его на сегодняшние украинские берега.
Насколько концептуально будут разделены две сцены в этом году?
- Есть сцена невероятно красивая, которая представляет современную европейскую импровизационную джазовую музыку. И даже украинские, российские и белорусские джазовые коллективы, которые там будут работать, они будут показывать авторскую музыку, а это не так часто случается. И это для ценителей и знатоков джаза самый прекрасный десерт, который мы можем предложить в фестивальном меню. Эта сцена находится в Доме-музее Волошина, кстати, спасибо музею за это. Вести эти концерты будет известный ведущий и знаток джаза Алексей Коган. Он написал прекрасную статью, которую можно прочесть на сайте фестиваля.
Если Вы и отказываете музыкантам в участии в фестивале, то по каким причинам это происходит?
- Могут быть прекрасные музыканты, но если их концепция не соответствует программе этого года, то мы отказываемся. Впрочем, оставляем за ними право участия в фестивале в следующем году.
Кого лично Вам хотелось бы пригласить на фестиваль «Джаз Коктебель» из еще не приглашенных музыкантов?
- У меня очень длинный список.
Давайте хотя бы первые пять…
- Если говорить о world music, то здесь у меня есть абсолютный фаворит – это группа «Manu chao». Довольно много классических музыкантов есть на примете…А если говорить в общем, то хотелось бы научиться делать красивый программный продукт. Может быть, мы научимся делать такие специальные программки, чтобы показать традицию рок-н-ролла. У меня есть отдельные задумки и о латино-джазе, который мне хотелось бы воплотить на фестивале. Как отдельное направление, это кубинская музыка.
Как Вы относитесь к комментариям некоторых «джазоведов» о том, что на «Джаз Коктебеле» практически не осталось джаза в классическом понимании?
- Во-первых, нужно определиться с тем, что считается классическим джазом. Всем джазоведам предлагаю вступить в дискуссию с координатором волошинской сцены Алексеем Коганом, который является не только близким другом фестиваля, но и очень большим экспертом в этом вопросе. Он также является организатором других джазовых фестивалей, так что уж точно он может и спорить, и дискутировать по этому поводу.
Далее в форме блиц-опроса, какая фестивальная публика Вам не нравится?
- Та, которая едет по непонятным причинам. Мне не нравится публика, которая приезжает, не зная куда, а потом начинает рассказывать, что все было не так. Ведь изначально все понятно. Как и что происходит, можно посмотреть на сайте фестиваля, а также найти информацию в сети. Мы хотим создавать праздник для людей, «Мы хотим быть счастливы вместе» - это девиз фестиваля. Потому если кому-то изначально не нравится формат фестиваля, то зачем тогда ехать? Вот это мне непонятно. А так я всю публику люблю. Кстати, мне было удивительно узнать, что она у нас такая молодая. Оказывается, 85% публики «Джаз Коктебеля» - это люди до 35 лет.
Вы эксперт по части больших музыкальных мероприятий. Я знаю, что Вы бывали на многих европейских опен-эйрах. Что Вы почерпнули нового для воплощения на «Джаз Коктебеле»?
- Безусловно, это волонтерское движение, а также саму идею событийного туризма как продолжения сезона и развития деятельности. Также это сотрудничество с экскурсионными бюро и с туроператорами. Конечно, опыт берется оттуда.
Что из увиденного Вы не можете пока реализовать по тем или иным причинам?
- Пока еще нельзя реализовать программу сотрудничества с местными предпринимателями, скажем, владельцами частных отелей, кафе и прочими, которые понимали бы, что фестиваль – это их партнер и друг, а значит неплохо было бы помогать каким-то образом фестивалю для того, чтобы он сохранял свое место прописки. Я на одной из встреч говорила, что только в Феодосии проводится 9 фестивалей. Я попросила местных журналистов назвать эти фестивали. Вспомнили только один из них, а в Крыму проводится 64 фестиваля…
Кто предложил идею показывать кино на фестивале? Как она будет реализована?
- В этом году творческая группа международного движения «Кинокио» сама пришла к нам с таким предложением. Они должны были проводить свои мероприятия на других фестивалях, но, к сожалению, другие мероприятия по каким-то причинам не состоялись. Это наши друзья, и они пришли с красивой идеей – показать необычные фильмы (арт-хаусные) о музыке и о музыкантах. Естественно, нам эта идея очень понравилась. В прошлом году после основных концертов на сцене играли ди-джеи, но мы поняли, что это немножко не то. Нам показалось, что для тех, кто хочет остаться до утра на берегу, хорошее кино будет более актуально.
Что еще включает эта программа?
- Самое замечательное, я надеюсь, что это будет реализовано, это то, что они предложили показать опыт с украинскими аниматорами и хотят научить публику делать кино или мультфильмы. Мы же все дети в душе. Возможно, после этого мы услышим о новых именах в кинематографе.
И последний вопрос: что является отличительной чертой фестиваля этого года, исключая киномастерскую и показ арт-хаусного кино?
- В этом году на фестиваль мы пригласили специального гостя – это группа «АУКЦЫОН» со своей новой программой. В прошлом году идея специального гостя формировалась, а в этом году мы реализуем ее в полном масштабе. Кстати, гость этот появился не случайно – это довольно долго обсуждалось в социальных сетях. Нам было удивительно, что именно молодежь проголосовала за столь серьезную группу. Это приятно, на самом деле. В этом году особенностью является и то, что посольства Норвегии, а также Германии поддержали наш фестиваль и привезут очень интересные немецкие и скандинавские национальные коллективы, которые представят совершенно необычную музыку. Так что мы с нетерпением ждем всех, кому интересна хорошая музыка, творческая атмосфера и культурный отдых у Черного моря.