Крымские татары в этом месяце отмечают свой национальный праздник «Ораза байрам».
Рамазан – рамадан – это 9-й месяц мусульманского лунного года хиджры, в котором Мухаммеду было ниспослано первое откровение. В рамазан мусульмане должны соблюдать пост (уразу), с которого и начинается «Ораза байрам». Этот - четвертый из пяти обязательных условий, соблюдаемых мусульманами. Пост начинается с первого дня новолуния, соблюдается в течение 30 дней. Во время соблюдения поста имеется ряд ограничений: запрещается прием пищи, употребление жидкости, курение и т. д. Все, от чего надо воздерживаться днем, разрешается в течение ночи и за час до восхода солнца.
По истечении 30-дневного поста начинается праздник Ораза байрам. За день до Ораза байрам или в день праздника после праздничного намаза (молитвы) крымские татары жертвуют фитр (садакъа), то есть милостыню, из расчета стоимости 1 кг пшеницы на каждого члена семьи. Фитр раздается бедным, сиротам, одиноким старикам, а также преподносится в фонд джами (мечети) после праздничного утреннего намаза.
КРУ «Крымскотатарский музей искусств» в это время проводит выставку «Прекрасный мир ислама», которая призвана знакомить с религиозными обычаями и обрядами крымских татар. В экспозиции представлены предметы исламского культа, которыми пользовались мусульмане Крыма в кон. ХIХ – нач. ХХ в.в. Это наборы для ритуального омовения «абдест», амулетницы, молитвенные коврики «намазлык», четки «теспи», священная книга мусульман Коран, а также изящные каллиграфические композиции османских авторов Назиф Бея и Х. Озьязыджы. Особенностью исламского искусства является запрет на изображение живых существ. По этой причине широкое развитие получил растительный орнамент, имевший сотни вариаций одного того же мотива, а также геометрические узоры. На предметах декоративно-прикладного искусства крымских татар, особенно тех, которые были непосредственно связаны с исламским культом, нередко изображались мусульманские символы, аяты из Корана и т.д.
Влияние ислама на одежду крымских татар демонтрируют образцы женских платьев кон. ХIХ – нач. ХХ в., со строго регламентированной длиной изделия и определенным покроем, головные покривала «марама» и «шербети», которые носила каждая женщина, выходя на улицу.
Дополняют эту тему копии литографий и гравюр XIX в. Русских и европейских художников, с изображением мужчин и женщин в традиционной одежде того периода, а также служителей исламского культа. В работах художников О. Рафе, К. Боссоли запечатлены некоторые обычаи и обряды мусульман Крыма: посещение мечетей, раздача милостыни, совершение молитвы, обучение основам ислама в школах мектеб и т.д. Завершают экспозицию фотографии культовых архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней: мечети, учебные заведения «медресе», усыпальницы «дюрбе».