Вот и сбылось. Дождались-таки любители живого джаза своего праздника. Вчера, 9 сентября, на берегу Черного моря в Коктебеле (АР Крым) стартовал 8-й международный джазовый фестиваль «Джаз Коктебель».
В первый день феста прошло два концерта на Волошинской сцене во дворе Дома-Музея Максимилиана Волошина.
В это время вторая, она же центральная Nu Jazz-сцена находилась еще в процессе технической подготовки.
Однако уже рядом с ней фанаты «Джаз Коктебеля» могли приобрести яркую фестивальную атрибутику.
На пресс-конференции о проблемах и достижениях...
В этот же день на вводной пресс-конференции по поводу открытия музыкального мероприятия собрались украинские, российские и белорусские журналисты, а также организаторы джазового действа. Кстати, в этом году аккредитацию на фестиваль получило 123 представителя прессы.
Собственно, официальная часть открытия прошла вполне традиционно: журналистов поприветствовали известный джазовед и ведущий Алексей Коган (в этом году он курирует Волошинскую сцену) и президент фестиваля Лилия Млинарич, которая напомнила пишущей братии программу фестиваля и отдельно поблагодарила зарубежные посольства за содействие в приглашении иностранных звезд.
- Отдельное спасибо норвежскому посольству, американскому и германскому. Кстати, благодаря германскому посольству вы сегодня услышите прекрасную немецкую группу «Carsten Daerr», - как оказалось позже, совершенно не зря заметила Лилия Млинарич.
В свою очередь, представитель власти – мэр пгт Коктебель Алексей Булыга — пообещал к следующему фестивальному сезону сделать Коктебель еще более комфортным.
Что же касается комфорта сегодня, то, трудности, с которыми сталкиваются устроители фестиваля остались прежними. Несмотря на то, что организаторы постарались на славу, устроив праздник с прекрасными музыкантами, теплой атмосферой и отличным звуком, однако, как бы это тривиально не прозвучало, но тот же «туалетный вопрос» остался открытым, а единственная уборная на территории Волошинской сцены, к сожалению, закрытой... Как прокомментировала этот казус президент фестиваля, уборная предназначается для организаторов и музыкантов. «Извините, это Коктебель...», - сказала Лилия Млинарич, намекая на неустроенность поселка. Организаторов, конечно, можно и нужно понять – они не могут реорганизовать всю инфраструктуру Коктебеля. С другой стороны, как журналистам, так и публике в таком случае можно посочувствовать: первые работают на мероприятии, а вторые заплатили деньги за билеты... Что ж, похоже, сама жизнь подсказывает ответ на эту нелегкую дилемму: такая тонкая материя, как искусство совершенно несовместима с грубыми физиологическими потребностями человеческого устройства.
(Впрочем, общественный туалет, который находится за Домом-Музеем Волошина явно повышенной комфортности. Все включено.)
Кстати, на открытии фестиваля обсуждалась еще одна проблема, которая может быть решена в следующем году – комфортное поселение музыкантов и гостей фестиваля. Как рассказал арт-директор «Джаз Коктебеля» Андрей Слабинский, уже сегодня на фестиваль прибудет около 25 туроператоров Крыма, которые в следующем году помогут размещать музыкантов в Феодосии, а также транспортировать их туда и обратно. Таким образом, уже положено начало развития событийного туризма в Крыму.
А вот еще пара приятных новинок фестиваля этого года – «Территория осознанной жизни» и «Джаз на холсте».
- У нас родилась идея сделать площадку для музыкантов, которые будут играть, так сказать, «на шляпу» - для прохожих. Также, в этом году в районе ню-джаз сцены мы решили сделать территорию, свободную от распития спиртных напитков и курения. Там можно попить зеленый чай под звездами, послушать музыку и поговорить о вечном, - сказал арт-директор феста.
Кстати, как рассказал Андрей Слабинский «РепортерUA» он не видит никакого противоречия между такой высокой идеей и постоянными спонсорами фестиваля (коньяк).
- Абсолютно никакого противоречия, потому что спонсоры не делают фестиваль, а только поддерживают его. Что же касается «Территории осознанной жизни», то просто нам эта идея близка и мы решили воплотить ее в жизнь, а, по большому счету, каждый выбирает сам для себя..., - отметил арт-директор джазового мероприятия.
Далее только о приятном... Конечно, о музыке.
Дневной концерт на Волошинской сцене открыли прекрасные музыканты из Одессы – дуэт Вадим Неселовский (рояль) и Андрей Прозоров (сопрано-саксофон).
Дуэт отличает экспрессивность и невероятная слаженность виртуозной игры, и это при том, что музыканты, помимо совместной работы, играют и в других коллективах. К примеру, Вадим Неселовский играет в составе бэнда легендарного Гэри Бертона, который назвал его одним из ярчайших пианистов современности.
Кстати, после выступления на джазовом фестивале пианист торопился на самолет – уже завтра у него концерт в Филадельфии. Как рассказал «РепортерUA» Андрей Прозоров, ближайший совместный концерт у музыкантов пройдет в Австрии.
- Мы вместе с Вадимом учились в музыкальном училище. Просто сыгрались, таким образом появился наш дуэт. Мы исполняем классику вперемешку со своей музыкой. Помимо этого, мы играем и в других коллективах. Это нормально, и нам это не мешает, - сказал музыкант.
(И, как всегда, на фестивале есть слушатели, а есть и "подслушивальщики")
Далее на сцене появились «Ялта Jam» и Марианна Соболь. Крымские музыканты из «Ялта Jam» порадовали публику “приджазованным” солнечным кантри и немножко, даже, цыганщиной. К слову, совершенно очаровательная Марианна Соболь удивила нестандартным подходом к знаменитой «I will survive» Глории Гейнор, когда на последнем припеве превратила ее, не без помощи музыкантов, в цыганскую балладу. Также Мариана исполнила песню собственного сочинения — «Go, Baby, Go», которую прокомментировала для «РепртерUA».
- Говорят, что, когда ты по-настоящему любишь, то ты отпускаешь человека... Не так давно мне пришлось расстаться с человеком, которого я любила – вот так и возникла эта песня. Собственно, пишу я всего лишь год. Кстати, мне приятно здесь встретиться и поговорить с запорожцами, потому что я ваша соседка. Я из Днепропетровска, - поделилась певица.
Дневную программу завершила Кира Шулаева – артистка, композитор, вокалистка и скрипачка, лауреат международных фестивалей и конкурсов. Скрипачка профессионально овладела приемами, позволяющими одновременно исполнять вокальную и скрипичную партии. Певица свободно импровизирует, исполняя довольно удачную смесь фолка, джаза, этно и авангарда.
Как и анонсировал ведущий Алексей Коган, вечером на Волошинской сцене «Джаз Коктебеля» был представлен современный европейский джаз.
Во-первых, это скандинавы – датчанин Eskil Romme (сакс) и швед Peter Uhrbrand (бузуки), которые сыграли отличное интро в вечерней программе.
Впрочем, некоторый минимализм не ставит их на второе место в данной программе. «Завораживающая мелодика и суровая красота» - так говорят о скандинавской музыке. В данном случае, это еще и живость, и соучастие, и гармония переживаний, и оригинальность дуэта. Все-таки сопрано-саксофон в сочетании с бузуки не каждый день доводится услышать даже самому искушенному любителю джаза.
Гостей из Германии – знаменитых «Carsten Daerr» пришлось вызывать на сцену хором: музыканты немножко заблудились... Нужно заметить, что публика старалась не зря – они великолепны. Организаторы говорили, что будет интересная музыка от немецкой группы, но это даже не музыка, а совершенно дивный трансцендентный набор звуков. Три мастера из Берлина плетут свою волшебную паутину из нот и нестандартных звукоизвлечений, не только играя на рояле, ударных и контрабасе, а и пощипывая струны того же рояля, лаская колокольчиками и цепями ударные и даже… нежно поглаживая контрабас – примерно так получается их потусторонняя, но в то же время невероятно гармоничная, Музыка или... сверхмузыка: мистика звука и бесконечная мелодичность.
Даже сумасшедшая истерия, которую они выдают в иных композициях, доводя ритм до предела, безусловно трансцендентна. Такой музыкальный поток не прото слушаешь, а слушаешь внимательно. Нет. Более точно сказал известный русский драматург, когда приводил «сладкие воспоминания детства» – ее поглощаешь “всем туловищем”.
Несмотря на то, что большая Nu Jazz-сцена сцена за горой Юнге открылась на фестивале только сегодня в полдень, вопрос «удалось ли открытие фестиваля?» сам по себе неуместен. Даже довольно пасмурная и довольно прохладная погода в Коктебеле не способна вывести из равновесия настоящих любителей джаза... или просто тусовщиков.
Впрочем, из-за туч уже пробивается солнышко, а значит, продолжение следует...