В Следственном комитете Российской Федерации продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по части 3 статьи 263 УК РФ по факту катастрофы польского самолета Ту-154М бортовой номер 101 Республики Польша, выполнявшего 10 апреля 2010 года нерегулярный международный полет по маршруту Варшава – Смоленск с пассажирами на борту.
Следственным комитетом России исполняется 8 поручений польских компетентных органов о правовой помощи. Ранее в рамках исполнения запросов российской стороной в Польшу уже было направлено 28 томов копий материалов следственных и иных процессуальных действий. Также состоялась передача польской стороне дополнительных 1 110 страниц копий процессуальных документов, в том числе копий протоколов следственных действий, произведенных в присутствии польских прокуроров в феврале 2011 года; протоколов осмотров и опознаний тел и фрагментов человеческих останков, обнаруженных на месте происшествия; заключений ранее назначенных судебных экспертиз, которые до этого не были направлены польской стороне.
В то же время из 6 запросов, которые направлялись Следственным комитетом в Польшу, ответы от компетентных органов Республики Польша получены пока лишь на два из них, причем не в полном объёме. Например, по первому запросу о правовой помощи от 12 мая 2010 года поступили 7 томов уголовного дела, в которых содержатся ответы только на 13 из 20 поставленных вопросов. В частности, польской стороной не представлен ответ на пункт, которым истребованы экспертные заключения аудиозаписей с составленными польскими специалистами стенограммами переговоров, полученные с копий записей бортовых самописцев, переданных польской стороне Технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета. И нам так и не сообщили - производились ли данные действия. По второму запросу российского следствия из Польши поступили 9 томов материалов на польском языке, которые в настоящий момент находятся в стадии перевода. Однако уже сейчас можно сказать, что опись этих материалов свидетельствует о том, что и этот запрос исполнен частично: детализация телефонных соединений, истребованная российским следствием, в наш адрес не направлялась. Кроме того, в настоящее время на 3 российских запроса о правовой помощи, в которых поручено произвести следственные и иные процессуальные действия для установления обстоятельств по 9 вопросам, касающимся расследования уголовного дела, ответов тоже не поступило.
Следствие надеется, что польская сторона сделает все возможное для надлежащего исполнения всех запросов российской стороны о правовой помощи, что необходимо для установления полной и объективной картины катастрофы и причин, приведших к ней. Со своей стороны Следственный комитет России готов к дальнейшему сотрудничеству со следственными органами Республики Польша.