Арест генерала Ратко Младича, которого считают ответственным за убийство 8 тысяч мужчин–мусульман в Сребренице во время войны в Боснии, освежил страшные воспоминания у тех, кто пережил те страшные дни в июле 1995 года.
Теперь многие из них желают здоровья Ратко Младичу, чтобы он мог дожить до суда и выслушать его приговор.
Фадила хорошо помнит, каким был генерал, когда во главе своих отрядов вошел в Сребреницу.
“Он имел гордый вид, - рассказывает Фадила. - Он был солдат, который мог решать, кому жить, а кому умереть. И именно он вынес смертный приговор нашим мужьям и нашим сыновьям. Он приказал своим солдатам убить их всех. Если бы на самом деле было желание, чтобы он предстал перед судом, он был бы арестован еще 16 лет назад”.
До сих пор не все жертвы трагедии в Сребренице опознаны. Каждый год 11 июля в этом городе появляются свежие могилы, куда переносят останки из массовых захоронений.
Кадира уже почти потеряла надежду похоронить своих сыновей.
“Я искала моих детей все эти 16 лет. Тело моего мужа было найдено, но не детей. Удалось найти лишь череп моего старшего сына, ногу и нижнюю часть другой ноги. От самого младшего из моих сыновей нашлись лишь кости ноги и голени другой. Мне придется прождать еще годы. Я могу умереть, так и не дождавшись, когда все их останки будут похоронены”,- говорит Кадира.
У Изудина особые воспоминания. Маленький мальчик, которого на обошедших в последние дни весь мир кадрах треплет по щеке Ратко Младич, – это он.
Тогда трудно было представить, что раздавая шоколад детям Сребреницы, генерал уже решил участь их отцов и старших братьев.
“Я помню что я получил шоколадку. Я пошел вместе с другими детьми и получил шоколадку из рук Ратко Младича”, – вспоминает Изудин.
Позднее эти детские воспоминания уступили место другим мыслям.
“Он должен был быть арестован раньше, - считает Изудин.- Нельзя было позволить ему скрываться так долго. Его следовало найти гораздо раньше”.
Но в конце концов Ратко Младичу предстоит предстать перед международным трибуналом. Он обвиняется в геноциде, нарушении законов и обычаев войны, преступлениях против человечности.