Наверняка ни одна встреча с этим человеком не проходит просто бесследно. Кому-то он помогает разрушить рамки и глупые стереотипы, кого-то вдохновляет на что-то новое интеллектуальными текстами, а других лечит музыкой от нарочитой серьезности и излишнего пафоса. Он – один из «отцов-основателей» советской рок-музыки. По крайней мере, так пишет энциклопедия. Но сам БГ, возможно, улыбнулся бы по этому поводу, поскольку считает, что рок был, да весь вышел. Собственно, как рок-н-ролл и джаз. А то, что осталось, пока не имеет названия.
Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» стали весьма желанными хедлайнерами фестиваля «Джаз Коктебель» в этом году.
«Все нуждаются во внимании окружающих. Это и делает нашу жизнь возможной. Самые лучшие артисты в самые лучшие периоды своей жизни похожи на молодых богов, потому что их обожают абсолютно все, они это чувствуют, и у них вырастают крылья», - рассказал «РепортерUA» лидер группы «Аквариум».
В Коктебеле легендарный БГ купался во внимании не только поклонников, которые танцевали, смеялись, плакали, веселились и рвались к сцене под музыку группы «Аквариум», но и журналистов, успевших задать ему на пресс-конференции множество вопросов о музыке, жизни, культуре, Боге, даже об авто и украинской политике. И получить на них такое же количество интересных ответов. К счастью, многие из них были приправлены должным количеством юмора и всевозрастающей с жизненным опытом иронии.
Как пишет пресса, Вы долгое время не решались сесть за руль авто, а начали водить его только в 91 году…
- Я просто долгое время был уверен, что в двигателе внутреннего сгорания сидит черт, потом батюшка меня переубедил, и я начал ездить. :)
Но говорят, что автомобилизм очень сильно влияет на человека, и меняет его…
- Безусловно, влияет. До этого я был худой. :)
Есть люди, которые хотят себе такой вот огромный отечественный внедорожник – его обычно называют «буханка»…
- «Буханка» - это потому что в нем бухать нужно? :)
Нет, потому что в нем много что поместится. Так скажите все-таки, вождение авто как-то влияет на ваше творчество или нет?
- Нет. Обычно то, на чем я попадаю в студию, никак не влияет на содержание.
И все-таки, если сравнивать ваше творчество с авто, то это какая марка автомобиля?
- Это хождение пешком по маршруту, который вычислить невозможно.
Организаторы сказали, что вы долго раздумывали перед тем, как приехать на фестиваль «Джаз Коктебель». Почему?
- При всех равных прочих я предпочитаю чаще играть все-таки на закрытых площадках, потому что там гораздо легче создать звук и атмосферу, которую нужно создать. Атмосфера же праздника на открытом воздухе - не всегда то, что мы хотим делать, но мы подумали и решили, что очень интересно будет посмотреть и послушать то, что мы играем сейчас в такой форме. Так что это эксперимент.
Вы упомянули, что слушаете музыку в автомобиле. Что это за музыка?
- Да все что угодно, кроме шансона.
А поп?
- Смотря что подразумевать под поп-музыкой. Вообще, это очень широкое понятие. «Rolling stones» тоже называют поп-музыкой. В общем, желательно, чтобы музыка соответствовала манере моей езды.
Вы когда-то сказали, что «рок-н-ролла уже нет, а мы есть». Прошло много лет с тех пор, как эти слова прозвучали. Вот сейчас у Вас могла бы возникнуть та же фраза?
- А с какого ляда она могла бы возникнуть, когда рок-н-ролл мертв уже много десятков лет? Рок-н-ролл умер, как говорят специалисты, когда Элвиса Пресли призвали в армию. По-моему, это был или 58-й или 59-й год… А дальше была только поп-музыка.
Критики и скептики говорят, что многое из того, что звучит сегодня даже на хороших фестивалях, – это масскульт, урбанизация и прочее. Сегодня мы ждем, что Вы исполните более сложную, концептуальную и где-то даже философскую музыку.
- Упаси Господи! Кто вам сказал? Вы меня со Шнуром путаете. Это у него интеллектуальная музыка. :)
Сегодня джазовая музыка тоже меняется…
- Родной мой, джаз умер в середине 60-х, когда Майлз Дэвис начал играть электронную музыку. Я совершенно серьезно говорю, я не шучу: все джазмены знают, что джаз действительно перестал существовать в середине 60-х. Просто жизнь изменилась, для него уже не осталось места, а появились все новые и новые штуки, которые вытеснили старое исполнение. И джаз умер, и рок-н-ролл, а появилась совершенно другая музыка. Как она называется, мне совершенно до лампы. Как бы не называлось, лишь бы это хорошо звучало.
Какую музыку Вы играете сегодня, если она жива?
- Пусть те люди, которые ее слушают, определяют и дают ей название. Мы-то не определяем. Понимаете, допустим, люди, которые когда-то играли блюз, не знали, что они его играют, и это было счастье. Есть хорошее митьковское слово «оттянуться». Именно это и был блюз.
А рок-то жив?
- Думаю, то, что сейчас на самом деле живо, все еще не имеет названия. Главное, что люди живы.
Расскажите про «Архангельск». Что это такое и из чего выросло?
- Это новый альбом «Аквариума». Он уже написан. Незаинтересованные посторонние наблюдатели ООН говорят, что это самый крепкий альбом «Аквариума». Я не возьмусь анализировать то, что мы сделали. Этот альбом из меня столько крови выпил, что я едва живой.
Когда Вы начали писать и как это произошло?
- Я могу сказать точно, что начал писать в 1-м классе. По телевизору передавали из Мариинского театра - тогда была оттепель, и было все можно. Огромное количество бардов… Там не было Высоцкого и Окуджавы, но были все остальные… Несмотря на то что я тогда был в 1-м классе, я восхитился тем, что там происходило. Я немедленно сел и написал первое стихотворение, и понял, что тоже могу. Ну и пошло. Что касается музыки, то я начал играть, как только научился так пальцы ставить, чтобы можно было хоть два аккорда взять.
Что для Вас деньги?
- Это своеобразная энергия, то есть то, о чем мы договорились, что это будет символизировать энергию.
Если бы Вам удалось вернуться в свои 20 лет, Вы изменили бы жизнь?
- Да, я нашел бы где-нибудь году к 1975-му более профессионального аранжировщика и все записал бы чуть получше.
Если бы Вам довелось участвовать в рекламе, то в какой рекламе Вы бы никогда не приняли участие?
- Ни в одной.
Как Вы относитесь к вниманию публики? Что значило это внимание на разных этапах Вашей жизни?
- Насколько мне известна психология человека, каждый человек относится к вниманию в свою сторону очень положительно. Собственно, это и делает нашу жизнь возможной.
Это важно для творчества?
- Это важно для всего. Естественно, когда на человека обращают внимание, то он занимается своим делом с бОльшим увлечением, то есть у него получается больше и лучше. Поэтому самые лучшие артисты в самые лучшие периоды своей жизни похожи на молодых богов, потому что их обожают абсолютно все, они это чувствуют, и у них вырастают крылья. Они летят. А мы слушаем то, как они летят, и летим сами.
Вы следите за политическими процессами в Украине?
- Каждый день я слежу. Просто с утра до ночи! :)
Юлия Тимошенко в тюрьме сидит. Вы знаете?
- Je ne sais pas. К сожалению, я знаю еще не всех, кто сидит в тюрьме. :)
Как Вы соотносите музыку молодых рок-исполнителей России и Украины?
- Как соотносим – не знаю, но про молодых музыкантов честно скажу, что все хорошее, что я слышу, как правило, идет из Украины. Серьезно. Я не шучу. У меня передача «Аэростат» на радио, и я очень-очень редко ставлю там молодых людей, которые чем-то в области музыки занимаются в условиях наших стран. И получается так, что в основном молодых музыкантов я ставлю украинских. Я только что посмотрел, как играет Шнур – голый и красивый. И я понял, что все это очень похоже на забивание гвоздей: это бум-бум-бум, к которому мы привыкли, это и есть состояние рока в России. Состояние рока в России – это то, что мы все время забиваем гвозди. В Украине люди музыкой занимаются с бОльшим чувством и шармом, и даже если не всегда получается, то все равно явно видно, что у них выше требования к себе.
Вы тот человек, который лично знал Виктора Цоя. Какую, по-Вашему, музыку он играл бы сегодня, если бы был жив?
- Лучше провести спиритический сеанс. Я за Витьку отвечать боюсь, он, как гений, человек непредсказуемый.
Как молодежи не потерять себя в обществе потребителей?
- Если хочется терять, то нужно терять, а что делать. Найдены были какие-то записи времен второй египетской династии, когда человек пишет: «Господи, куда все катится? Какая ужасная молодежь у нас! Полный распад». Люди не меняются. Так что, если хочется терять, то теряйте. Я думаю, что даже иногда нужно терять себя.
Говорят, что человек живет до тех пор, пока у него есть цель. Применительно к Вашему творчеству: Вы свою лучшую песню уже написали?
- То есть не пора ли мне «на покой»? :) Вот сейчас я даже об этом не думаю, потому что у нас столько всего лежит, с чем нужно работать, что взять бы мне отпуск на 2 года, и весь тот материал, который лежит в "записниках", привести бы в порядок для начала, но пока некогда.
Как Вы относитесь к эзотерике? Зачем она нужна?
- Любая эзотерика – будь-то православная или какая-то еще – нужна лишь для того, чтобы человек смог как-то себя направить и сориентироваться в пространстве. Чтобы человек понял, что жизнь не такая простая штука, как кажется на первый взгляд. Она значительно сложнее и интереснее. Чтобы он научился в этом разбираться, а уже потом, когда он научится в этом разбираться, наконец он поймет, что все это было ему не нужно, но это будет гораздо позже, когда научишься, а иначе никак.
Вам никогда не хотелось плюнуть на все концерты, репетиции и так далее и просто взять гитару и пойти куда-нибудь «полабать»?
- Я боюсь, что если я применю к своей игре на гитаре слово «полабать», то на мне можно будет поставить крестик, потому что это неуважение.
А если поиграть? Вот так вот просто выйти на пляж или куда-нибудь еще с гитарой?
- Это два разных слова. А я ничем другим и не занимаюсь. Мне доводится играть не только на концертах. Если вы имеете в виду прямо сейчас выйти на пляж с гитарой, то мы знаем, чем все это закончится. Очень скоро возникнет толпа, где люди будут толкать и давить друг друга. Это все было. Зачем подвергать жизнь людей опасности?
Вы ездили раньше в Коктебель? Как это было?
- Было, но не буду рассказывать.
Это было что-то неприличное?
- Вся моя жизнь – одно сплошное неприличие от начала до конца. :) Это было прекрасно.
Какой ваш Бог?
- Такой, какой и у вас. Он один у всех, в этом вся прелесть мира. Он – Бесконечность и совершенно не знает, как мы его называем.