Ничем в своей жизни он не занимался столь искренне и вдохновенно, как музыкой. В юности любил красить волосы, позже взялся красить дома; делал это творчески – с чувством и артистизмом. На деньги, заработанные в ресторане, он купил свой первый музыкальный инструмент. Это был сакс, на приобретение которого его вдохновил великий Джон Колтрейн. Путешествия, люди, их истории стали для него личной жизнью, работой и привилегией, которую он заслужил смелостью настоящего фрика. Он собрал группу с именем города, в котором не был, но истории, спетые ею, облетели весь мир.
Обладатель одного из самых красивых и проникновенных мужских баритонов – лидер американской инди-группы Brazzaville Дэвид Браун, живущий в Испании, со своим коллективом второй раз посетил Запорожье. В ходе украинского турне музыканты дали камерные концерты еще в семи городах нашей страны. Вечером в минувшую пятницу, 7 октября, Brazzaville играли в запорожском клубе «Капиталист». Днем же Дэвид Браун поделился с «РепортерUA» некоторыми своими историями и планами.
Я знаю, что большую часть своих песен Вы пишете в пути. Что является стимулом к написанию помимо самой дороги?
- Да, я на самом деле в основном пишу в дороге, поскольку мы довольно много путешествуем. Само передвижение уже располагает к написанию музыки, когда не сильно измотан. Помимо этого, вдохновляют места, где мы бываем, их культура, обычаи, люди, а также их индивидуальные истории.
Какие истории Вы используете в основном? Могут ли это быть трагедии?
- Конечно. Истории бывают разные, и довольно печальные – это тоже часть нашей жизни. Да, я описываю и грустные истории тоже, истории о людях, которые много страдают.
Как появилась, например, одна из ваших песен – «Girl from Vladivostok»? Была ли какая-то конкретная муза из Владивостока, которая Вас впечатлила?
- Нет. Просто город меня впечатлил – мне очень понравилась его атмосфера. Мы тогда плыли на лодке с режиссером Леонидом Рыбаковым, который помогал нам в работе, вода в море была настолько прозрачной, что мы наблюдали за игрой рыб в ней. У меня было отличное настроение, а «рыбы-звезды», которые резвились в это время в воде, приковывали к себе внимание. Кстати, песня примечательна еще и тем, что музыку к ней я сочинил на старом итальянском органе, который мне подарил друг.
Вы пишете под гитару, параллельно набрасывая музыку к словам?
- Да. Как правило, мои инструменты – это единственная гитара, ручка или карандаш и лист бумаги (блокнот).
У Вас та самая японская гитара? Не думали новую приобрести или «запасную»? Обычно у музыкантов несколько гитар.
- Думаю, что мне не нужна вторая гитара. Эта меня полностью устраивает, тем более что у нее есть своя история… Она родная для меня.
Да, мы знаем, что Вы купили ее в Японии и она обошлась Вам совсем недорого. В прошлый свой визит в Запорожье Вы нам рассказывали… Кстати, что изменилось за год в Вашей жизни? С чем Вы приехали в этот раз в наш город?
- Если и были какие-то перемены, то в масштабах всей моей жизни они совершенно незначительные. Мы с группой по-прежнему много путешествуем, выступаем, смотрим мир. Запорожская публика, как и слушатели в других городах на пути нашего следования, услышит как старые песни Brazzaville, так и совершенно новые, вошедшие в новую пластинку.
Чем город Запорожье запомнился с прошлого раза? Может быть, в этот раз Вы успели немного погулять по нашим улицам или посетить Хортицу?
- Нет, к сожалению, не успели, хоть и слышали о Хортице. Хотелось бы побывать там, но довольно плотный график выступлений. Максимум, что мы запомнили с прошлого раза, – это боулинг, в который играли после концерта. Мы также успели заметить, что в Запорожье очень красивые девушки (улыбается).
Вы написали бы песню о Запорожье?
- Никогда не знаешь, что придет в голову и может стать источником вдохновения. Все может быть.
Вы много путешествуете. Какие края отразились на Вас позитивно, а какие негативно? Какие шокировали Вас?
- Путешествуя, как правило, перевариваешь очень много впечатлений. Что-то хорошее находишь почти везде, но бывает и странное, страшное или просто грустное. Так, даже проезжая по Украине, на некоторых станциях в глубинках замечаешь довольно мрачные картины: на одной из станций пьяная женщина пыталась залезть в вагон и упала… или еще что-то. Что касается совершенно непривычных для нас вещей и даже шокирующих, то их можно увидеть в странах Азии. Запомнились также Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
В каких украинских городах Вы уже были?
- Мы были в Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве и Луганске.
Слышала, что у Вас была мечта собрать хороших музыкантов на одном корабле и отправиться с ними в кругосветное путешествие, играя как в пути, так и в крупных портах. Таким образом Вы хотели подарить людям радость. Когда же это случится?
- Абсолютно верно. Была такая идея, и она остается – никуда не исчезла. Я много думаю о том, когда же мы сможем ее реализовать. Надеюсь, что в ближайшее время.
Кто будет на этом корабле?
- Я, Кенни (смеясь, показывает на своего друга и коллегу бас-гитариста - ред.) и еще много-много других хороших людей.
Насколько близко к реальности продвинулись Ваши размышления на тему такого «плавучего» проекта?
- Такие проекты требуют серьезной подготовки. Я уже разговаривал с одними людьми, которые реализовывали такой проект на старой-старой шхуне. После его реализации они просто обанкротились. Но мы думаем, что уже следующим летом мы можем воплотить хотя бы часть этого проекта: мы начнем с Волги – проплывем по ней, потом выйдем в Черное море. В этом туре мы планируем дать концерты также в Украине, а закончить проект - в Турции (здесь Дэвид немного запутался в географии: возможно, имелось в виду Каспийское море, а не Черное. В любом случае, по Волге трудно будет попасть в Украину - ред.).
Каких музыкантов Вы бы взяли с собой? Какие музыканты вообще повлияли на Вас и Вашу музыку?
- Дэвид Боуи, The Cure, «черная музыка», бразильская музыка и много-много другой музыки. Что касается тех артистов, которых мы хотели бы пригласить с собой в такой «водный» тур, то все будет зависеть от уровня тура. Если мы ограничимся только Россией и Украиной, то мы могли бы пригласить с собой, скажем, группу «Мумий Тролль» и «БИ-2». Если же это будет всемирный тур, то это будут также и западные музыканты.
Вы бы взяли с собой украинских музыкантов? Слушаете какую-нибудь украинскую музыку?
- На самом деле мы слушаем очень много разной музыки. Из украинских нам понравилась группа «Даха Браха», которую мы слышали недавно, и «Бумбокс».
Как Вы относитесь к скачиванию музыки из Сети?
- Совершенно спокойно. Считаю, что это нормально.
Вы легко перемещаетесь по миру. Когда-то из родного Лос-Анджелеса Вы перебрались в Барселону. Как это случилось и почему?
- У меня просто в жизни была масса таких ситуаций, когда я понимал, что пора уже с определенным витком заканчивать и переходить на новый. Чтобы сделать хотя бы один шаг в неизвестность, нужно обладать большой смелостью, и тогда я должен был это сделать. Мне хотелось уехать. Мне пришла идея перебраться в Европу, а именно в Барселону. Таким образом, мы все продали и переехали туда.
Это как-то связано с Вашей семьей, родственниками, ведь Вы даже не знали испанского языка? Откуда Ваша жена?
- Нет, моя жена не из Барселоны, она из Лос-Анджелеса, как и я. Ее родственники корейцы.
У Вас есть дети?
- Да. Двое – мальчик и девочка (песня «Крошка Софи Браун», которую группа исполнила на концерте, была посвящена дочери Дэвида - ред.).
Чем Вы занимались до музыки? Какой была Ваша основная деятельность?
- На самом деле кроме музыки я ничему особенному не учился. Все, чему я научился помимо этого, это, странным образом, быстро печатать на клавиатуре. Когда я был подростком, я работал в различных магазинах и очень часто менял цвет волос. Я перепробовал тогда всю цветовую гамму – от голубого до оранжевого. Понятно, что ни в какую нормальную организацию с такой внешностью меня не принимали, потому я работал в тех местах, куда брали фриков. Позже я встретил человека, который предложил мне красить дома и получать за это 8 долларов в час. Я думал, что стану просто миллионером за неделю, потому что до этого момента я получал гораздо меньше. Но, как оказалось, в этой работе я был настолько медлительным, что красил какой-то незначительный участок по полчаса. Однако мой работодатель был настолько добр ко мне, что приговаривал: «О, ты настоящий артист – с таким чувством и вдохновением подходишь к каждому мазку! Но, может быть, мы с тобой попробуем немножко быстрее красить?» (смеется). В конце концов я все-таки обучился ремеслу маляра, и позже мы с другом зарабатывали этим себе на жизнь, а те деньги, которые удавалось сэкономить, я тратил на путешествия.
На каком инструменте Вы научились играть впервые? Как это было?
- О, это еще одна история: когда-то я услышал Джона Колтрейна и подумал, что очень хочу научиться играть на саксофоне. Я переехал в Сан-Франциско с такими же ребятами, как я – фриками. Там я нашел работу на кухне – чистил картошку, резал овощи. В одном из магазинов на Хэйч-стрит в Сан-Франциско я увидел прекрасный блестящий саксофон. Я спросил у продавца, сколько же он стоит, но получил ответ, что тот к продаже пока не готов. Его еще нужно было почистить. Однако мне сказали, что он будет стоить 400 долларов и за ним можно прийти через неделю. Я собрал все свои деньги, которые заработал в ресторане, я экономил, на чем только мог, но пришел за ним в понедельник через неделю и купил его.
Кто учил Вас играть?
- Первый урок мне дал саксофонист Джон Рэскин, который играл авангардную музыку в группе «Ролла». Второй свой урок игры на саксофоне и все последующие я получил в одной из африканских церквей Фриско, узнав, что там служат ребята, которых обучал сам Джон Колтрейн. Однако тот парень, который учил меня играть, не был черным, как я предполагал.Он был белым, и он носил прозвище Голубая Вода.
Итак, лидер лос-анджелесской группы с именем города Конго, в котором музыканты и путешественники все еще ни разу не побывали, пообещал с удовольствием приехать в наш город и в следующем году, если пригласят. В этот же вечер Brazzaville зажгли хоть и не многочисленную, но благодарную запорожскую публику новыми историями, а также старыми, но не менее проникновенными работами, многие из которых самые преданные слушатели знали наизусть, подпевая американским гостям. А знаменитые хиты «Звезда по имени солнце» и «Зеленоглазое такси», к которым Brazzaville в тот вечер фактически исполнили только музыку, потому что оригинальные тексты пели на русском языке присутствующие, подняли с мест даже самых «тяжеловесных» гостей, пришедших в клуб просто покушать и отдохнуть в пятничный вечер. Таким образом, даже далекие от подобной музыки люди благодаря популярным мотивам узнали о далеком, но красивом и теплом американском Браззавиле.