Сессия Запорожского горсовета, на которую снова были вынесены протесты прокуратуры по земельным участкам, похоже, стала началом конца для Владимира Кальцева. Депутатское большинство сыпется на глазах, а об импичменте Александру Сину остается только мечтать. В итоге на внеочередной сессии, где пройдет повторное рассмотрение ветированных мэром решений, секретарь горсовета вряд ли будет хозяином депутатского корпуса.
Утомительная прелюдия
Сессия горсовета началась с опозданием на целый час. Как выяснилось, в течение этого времени городской голова и секретарь горсовета общались с одним из директоров фирмы «Ремондис», который решил разобраться, почему его запорожскому отделению не дают спокойно работать. В итоге вопрос об отмене тарифа на вывоз мусора не стали выносить на сессию. Но Владимир Кальцев все-таки пообещал создать комиссию, которая будет разбираться в экономической обоснованности тарифа. Вторым интригующим вопросом, на который из-за пререканий с немецким гостем не хватило времени, было снятие Геннадия Рекалова с поста председателя депутатской комиссии по жизнеобеспечению – но не сложилось.
Сквер на Лермонтова «засунули под сукно»
Одно дело, когда прикарманивают пустыри на выселках, а совсем другое – когда у громады «уводят» сквер в центре города, называя его площадью и отдавая загадочной компании под застройку. На июньской сессии, когда впервые шло голосование по протестам, Владимир Кальцев был уже на взводе, когда речь зашла о сквере между ТЦ «Украина» и цирком, и защищал неведомого арендатора с таким пылом, будто этот земельный участок был его собственным. Теперь же, чтобы не раздражать жителей окрестностей, собравшихся под мэрией с плакатами, злополучный вопрос решили тихо «слить».
Совершенно внезапно выяснилось, что в повестке дня, розданной в зале, указан неправильный адрес сквера – пересечение улицы Кирова и проспекта Ленина, что между мостом через Московку и Анголенко. В итоге вопрос по скверу объявили сформулированным с «технической ошибкой» и просто сняли с голосования. Наверное, чтобы не злить запорожцев и чтобы настоящий собственник, сидящий в сессионном зале, тоже не мучился лишний раз.
«Кальцевских» депутатов все меньше и меньше…
Когда началось поименное голосование, стало понятно, что не за горами серьезное переформатирование городского совета. Регионалы, ранее составлявшие непотопляемое и равнодушное ко всему большинство, начали понемногу откалываться от «монолита» и переходить на сторону городского головы. Первой ласточкой, заявившей о своем расхождении с «генеральной линией» секретаря горсовета, стала директор КП «Пресса» Ольга Шевцова. С трибуны она рассказала о «рекомендациях» со стороны Андрея Иванова написать заявление об увольнении по собственному желанию и даже об угрозах ликвидировать ее предприятие.
В итоге требования прокуратуры поддержали 34 депутата и один мэр. Ближе к середине «протестного пакета» стало плохо Зинаиде Гальчинской из «Батьківщины» - она только недавно вышла с больничного, так что число голосующих «против» отклонения протестов уменьшилось на один.
Против интересов Владимира Кальцева и в защиту громады выступили:
- «Батьківщина» - 12 человек плюс 13-й Дунямил Саатов;
- «Фронт перемен» - 2 человека;
- «Рідне місто» - 3 человека;
- «Сильная Украина» - 3 человека;
- группа «Мотор Сичи» внутри фракции ПР – 6 человек (седьмой «моторовец» - Сергей Гладченко - выступил на стороне Кальцева: негоже бессменному заместителю мэра по земельным вопросам признавать свою некомпетентность);
- люди Евгения Анисимова внутри фракции ПР – 5 человек;
- «неожиданно перешедшие» - 2 человека;
- мэр Александр Син – 1 человек.
ИТОГО – 35 человек.
Распределение голосов в течение рассмотрения протестов практически не менялось – 47 за отклонение, 35 – против, 5 – воздержались. Но к следующей сессии число воздержавшихся или существенно увеличится – за счет группы Владимира Кальцева, или люди из него «перетекут» в группу Сина.
Между мэром и секретарем
Слабым звеном для Кальцева остаются чиновники с депутатским мандатом в кармане. Уже на этой сессии начальник департамента образования Кузьменко и три председателя РГА – Гофман, Бирюк и Кузьмин - предпочли нейтралитет, неизменно воздерживаясь при голосовании.
Александру Сину в следующий раз надо будет лишь получить нейтралитет еще нескольких чиновников. Зою Лимарчук, возглавляющую Орджоникидзевский район лишь с недавнего времени, будет трудно переубедить. Зато Константин Вайтаник, Игорь Бирюков и Юрий Пелых, ставшие депутатами от ПР лишь в этой каденции, вполне могут пойти на компромисс. Еще остаются два чиновника пониже уровнем, до совести которых мэр имеет возможность достучаться: Алексей Гавриков, начальник ПРЭЖО № 6 и Тамара Огородова, заместитель Зои Лимарчук.
Вполне закономерно, что люди, оказавшиеся между молотом партийной дисциплины и наковальней служебного положения, выберут «воздерживаюсь» или просто не будут голосовать. Но даже такой шаг может лишить Владимира Кальцева простого большинства, и он будет отброшен на те же позиции, что во времена Евгения Карташова, когда ради ключевых решений приходилось блокироваться, интриговать и идти на уступки.
«Пролетарский» спасательный круг для Кальцева
Спасительной соломинкой для Владимира Кальцева на сессии стали коммунисты – пять депутатов КПУ из шести присутствующих стабильно поддерживали отклонение прокурорских протестов. Воздерживался только зять Сацкого и экс-бютовец Сергей Пшигоцкий. Только благодаря пятерым «ленинцам» секретарь горсовета смог получить 47 голосов. Но теперь перед Кальцевым стоит практически невыполнимая задача – до следующей сессии держать при себе коммунистов, владеющих на текущий момент «золотой акцией», и при этом еще и приглядывать за своими депутатами – не собрался ли кто покидать тонущий корабль.
Если Евгений Карташов обладал необходимым дипломатическим искусством, чтобы постоянно балансировать на грани и формировать ситуативные альянсы, то Владимир Кальцев вряд ли осилит «высший пилотаж» сепаратных соглашений. Отток депутатов от него в лагерь оппонентов практически неизбежен. Следующими «беженцами» после чиновников вполне могут стать регионалы, прошедшие по мажоритарным округам: их нельзя запугать исключением из партии.
Позиционные бои под ковром
В понедельник, 10 октября, Александр Син заявил, что наложил вето на решения об отклонении протестов прокуратуры. Внеочередная сессия будет созвана в ближайшее время. А сейчас Владимиру Кальцеву придется биться за каждого депутата, «уплывающего» от него. И вряд ли исход боя будет в его пользу…