Единственная украинская субмарина, в 1995-м году переданная Украине РФ при разделе Черноморского флота, а в 1997-м получившая имя нашего родного города «Запорожье», все еще проходит восстановительные работы. Говорят, что затянувшийся ремонт – это состояние души: в него втягиваются, к нему привыкают, как что-то перманентное и традиционное, он становится частью жизни. Но при этом участники такого рабочего «праздника» не устают надеяться на то, что когда-нибудь он все же закончится, и уж тогда начнется настоящая жизнь.
В истории подлодки, первый экипаж для которой был сформирован в 1970-м году на Северном Флоте, и которая была спущена на воду в тот же год в Ленинграде, есть масса замечательных моментов. И это не только количество стратегических заданий в Атлантическом океане и Средиземном море, которые выполнялись на подлодке, тогда еще ходившей под номером Б-435, но и значение самого проекта лодки. Специалисты говорят, что в доатомную эру такие же боевые лодки проекта 641 использовали для дальних походов, в частности к американским берегам – это были океанские субмарины, которые американцы называли «Фокстрот». Какое же значение имели подобные лодки, можно понять из истории, которая случилась во время Карибского кризиса.
«Во время советско-американского обострения подводные лодки «Фокстрот» патрулировали у берегов Кубы, снаряженные торпедами с ядерными боевыми частями. 27 октября 1962 года группа из одиннадцати американских эсминцев и авианосца засекла одну из советских субмарин и начала сбрасывать глубинные бомбы, чтобы заставить ее всплыть на поверхность. Капитан подводной лодки Валентин Савицкий решил, что ядерная война уже началась, и дал команду приготовиться к стрельбе ядерными торпедами по американским кораблям. К счастью, другой офицер, который был на борту, Василий Архипов, убедил капитана не делать этого, а всплыть и ждать указаний из Москвы. Так подводная лодка 641-го проекта чуть не стала «Авророй» ядерной войны. Позже американцы признали, что эта угроза была намного ближе, чем все думали, и что «парень по имени Василий Архипов спас мир», - гласит, не один раз приводимая разными изданиями, легенда о счастливом завершении противостояния.
Уже более десяти лет украинская подлодка, легендарного на то время проекта 641 – «Запорожье», находится на приколе в севастопольском порту. Здесь ремонт сменяют испытания, испытания чередуются с плановыми восстановительными работами и внеплановыми доработками, но, к сожалению, не систематическими, а периодическими. За время ремонта украинской субмарины на лодке сменился не один экипаж, несколько раз менялся командующий состав. Многие подводники, в свое время отслужившие на «Запорожье», так и не вышли в море. Сейчас офицеры и матросы двух действующих экипажей прибывают в ожидании 2012-го года, на который возлагают перспективы настоящего плавания – выхода субмарины в море.
Мы лично побывали в гостях у радушного экипажа подлодки «Запорожье», из первых уст узнав, как обстоят дела с перспективами выхода в море, а также как служится запорожцам на родной субмарине. О трудностях службы подводников в условиях «невыхода» в море и планах на будущее «РепортерUA» рассказал командир подлодки капитан 2-го ранга Роберт Шагеев.
- Служба моряка-подводника весьма напряженная. За неимением возможности выходить в море напряженность возрастает и от того, что мы уже довольно длительное время находимся в стадии проведения текущего ремонта оружия, технических средств и подводной лодки в целом. Самой нашей радужной перспективой было в конце этого года выйти на ходовое испытание. Мы все еще надеемся, что где-то на пороге этого года или в начале следующего выйдем в море и увидим подводную лодку в действии.
О том, сколько именно средств сегодня нужно для окончательного завершения ремонта субмарины, командир лодки говорит – «немало».
- Вы знаете, что командование и руководящий состав лодки лично подсчетом этих средств не занимается, потому что это не наш профиль, но точно скажу, что деньги нужны немалые. Вообще для того, чтобы содержать столь сложное инженерное сооружение, как подводная лодка, нужно достаточно средств, - отмечает командир.
Шефскую помощь Запорожской области подводники очень ценят, все же отмечая при этом, что любая помощь должна быть систематической.
- То, что Запорожская областная власть помогла нам с лакокрасочными изделиями, а также одеждой для наших подводников – за это спасибо, но для того, чтобы нашу лодку «поставить на ноги», помощь все же должна быть не эпизодической, то есть лодка должна обслуживаться ежегодно. Лодка сейчас не в худшем своем состоянии, но, к сожалению, нет еще того лоска, который хотелось бы видеть, а все из-за того, что материальное обеспечение оставляет желать лучшего, в том числе и обеспечение лакокрасочными материалами, - говорит командир Роберт Шагеев.
Сейчас штатная численность экипажа подводной лодки «Запорожье» 78 человек. Есть также второй экипаж подводной лодки, цель существования которого, по словам командира, «создание действующего кадрового резерва специалистов-подводников».
- До того, как 10 октября этого года я приступил к командованию подводной лодкой, исполнял обязанности командира второго экипажа «Запорожье» и занимался вопросами его формирования и комплектования. Хочу подчеркнуть, что для существования подлодки наличие резерва подводников очень важно – люди меняются и довольно часто происходит перетекание специалистов 2-го состава в первый и наоборот, - рассказал нам командир подлодки.
В то время как единственная украинская субмарина «Запорожье» пришвартована в бухте Севастополя, ее ремонтируют специалисты, на ней учатся служить молодые подводники, которые также помогают восстанавливать субмарину. Работа на подлодке кипит.
Показал нам «Запорожье» изнутри заместитель командира подлодки капитан 2-го ранга Дмитрий Загребин. Он же рассказал «РепортерUA» о том, что из 40-ка запорожских призывников, отправленных на подлодку, подходящими по всем параметрам для службы на подлодке оказались только 11 ребят.
- Нам, конечно, очень хочется, чтобы хотя бы половину экипажа лодки составляли именно запорожцы. Сейчас на лодке проходят службу четыре парня из Запорожья – это ребята прошлых призывов и офицеры. В прошлые годы у нас не получалось комплектование штата парнями из Запорожья, потому что было очень низкое качество команд. В этом году командир съездил, поговорил с военкомом, и отбор призывников был гораздо лучше, поэтому из 40-ка с лишним запорожских призывников, которые прибыли в Севастополь из последних двух призывов, мы отобрали всего 11 ребят, подходящих по всем физическим и морально-психологическим качествам для службы на подлодке. Сейчас они проходят трехмесячную подготовку – специальное обучение для того, чтобы приступить к службе. Отмечу, что у нас очень строгие требования к призывникам, - говорит зам командира подлодки Дмитрий Загребин.
Тех парней, которые не попали на «Запорожье», отправили служить в другие воинские части.
По поводу готовности субмарины к выходу в море, заместитель командира судна также отмечает, что в связи с незаконченностью ремонтных работ на лодке, к настоящему плаванию «Запорожье» будет готово не ранее, чем через несколько месяцев, то есть, либо в конце этого года, либо уже в начале 2012-го .
- Работы ведутся, но в связи с тем, что отсутствует система и нет достаточного финансирования, спуск под воду постоянно откладывается. Как сказал командир, если бы работы проводились планово и целенаправленно, то лодка бы вышла в море. Вы помните, что сначала на подлодке отсутствовали аккумуляторы, потом не было достаточного финансирования, сейчас ремонт подходит к своему концу – есть деньги и проводится работа. Все уперлось в сроки 13-го судоремонтного завода Черноморского флота Российской Федерации, который должен предоставить материальную часть в исправном состоянии экипажу. После этого лодка готова будет выйти в море. Параллельно с этими работами ведется подготовка личного состава экипажа. На данный момент лодка готова более чем на 95%, - говорит Дмитрий Загребин.
Итак, сейчас основная и решающая часть дела уперлась в работы судоремзавода. Также субмарина «Запорожье» перед выходом в море должна будет пройти еще одну часть испытаний, потому что любая мельчайшая неисправность может привести к необратимым последствиям, неся за собой гибель судна и экипажа.
- Подводная лодка – это сложнейшая конструкция, и любая недоработка завода по материальной части может привести к аварийной ситуации. Потому лодка на 100% должна быть готова к выходу в море, только после этого, согласно всем руководящим документам и решению специальной приемочной комиссии, ее могут выпустить на ходовые испытания, - поясняет заместитель командира Дмитрий Загребин.
И, конечно, молодые подводники не перестают надеяться на долгожданный выход в море.
Так вахтенный центрального поста Михаил Карась из Мариуполя – командир отделения электриков электротехнической боевой части на подлодке - по системе корабельной связи курирует все 7 отсеков субмарины, подавая те или иные команды. Из полутора лет служить Михаилу осталось полгода, и он, конечно, хочет успеть совершить настоящее плавание на «Запорожье».
Запорожский офицер, лейтенант Александр Волчков, закончивший военный лицей в родном городе, отучился также в Академии военно-морских сил им. Адмирала Нахимова, и уже полгода служит на подводной лодке «Запорожье» (заключил контракт на 5 лет). Инженер моторной группы Александр, отвечающий за три лодочных дизеля, по поводу своей службы на лодке настроен весьма оптимистично, а по поводу выхода в море – решительно.
- Здесь есть, чем заняться. Это настоящая служба подводника, хотя сейчас мы и не имеем возможности выходить в море. Я уверен, что в ближайшее время такая перспектива все же появится, - говорит лейтенант Александр Волчков.
Кстати, на боевой подлодке матросам-подводникам не до комфорта: неся ответственную службу, нужно уметь отдыхать в каком угодно месте, но в то же время всегда быть готовым вернуться на вахту.
- Каюты на лодке для офицеров, а для матросов вот такие специальные койки в определенных отсеках (всего на лодке 7 отсеков). Так один матрос спит, другой стоит на вахте, а третий в это же время – подвахтенный, то есть он отдыхает, но спать не может, потому что фактически страхует того, кто на вахте, - говорит Дмитрий Загребин.
Еще один запорожец Руслан Псарев, уже год проходящий срочную воинскую службу на субмарине «Запорожье», также мечтает выйти в море. Запорожский подводник стремился попасть на лодку еще в военкомате родного города.
- При отборе в запорожском военкомате я сказал, что хотел бы попасть на подводную лодку «Запорожье». Меня отправили в Севастополь, и здесь я, к счастью, прошел отбор. На лодке я выполняю обязанности электрика и службой очень доволен. Я, конечно, еще не думал о том, чтобы связать свою дальнейшую жизнь со службой на подлодке, но все может быть. Конечно, как и все остальные, я хочу выйти в море. У меня есть еще полгода, - говорит подводник.
Первая половина дня на украинской субмарине заканчивается построением молодых подводников и обедом на кубрике соседнего судна.
Уже более десяти лет «Запорожье» пришвартована к берегу, и даже в таком положении экипаж подлодки действует. Но настоящее плавание значило бы гораздо больше, чем показательное выступление и практика для команды – если не выполнение первоначального предназначения лодки проекта 641, как военной субмарины, то единственной украинской подлодки, имеющей свою 40-летнюю историю.