Верховный суд (ВС) РФ в среду отклонил иск жителя Кировской области Аркадия Лямина, участвовавшего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и теперь оспаривающего механизм расчета полагающихся ему выплат, передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru зала суда.
Своим решением судья Татьяна Петрова подтвердила законность действующей системы начисления выплат за участие в работах на ЧАЭС, согласно которой ликвидатор, вне зависимости от рода его деятельности, будет получать выплаты только по закону о соцзащите пострадавших от облучения.
Заявитель, лично в среду на процессе не присутствовавший, сообщил суду о том, что в 1988 году руководил автоколонной на работах по ликвидации аварии и считает, что полученная им теперь вторая группа инвалидности является скорее следствием производственной травмы или профессиональным заболеванием, нежели следствием радиационного излучения.
Для того, чтобы пройти у медиков освидетельствование на предмет выявления последствий таких травм и заболеваний, врачам необходимо предоставить акт о несчастном случае на работе. Также это обследование возможно в случае вступившего в силу соответствующего судебного решения или по обращению работодателя или страховщика. Лямин оспаривал норму правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности только в части личного обращения пострадавшего.
Представители Минздравсоцразвития в свою очередь в своих возражениях пояснили суду, что в настоящее время подобные выплаты не требуют освидетельствования по определению степени трудоспособности, и наличие заключения врачей ни на что не повлияет, достаточно лишь подтверждения инвалидности. По данным министерства, сумма регулярных выплат достигает максимум 5 тысяч рублей.
"Также и причина инвалидности никаких социальных последствий для гражданина не влечет, это важно только для статистики", - сказала представитель Минздравсоцразвития.
Она пояснила суду, что даже если ликвидатор имеет проблемы со здоровьем не из-за радиации, то все равно его травмы свяжут с работой на ЧАЭС, поскольку в данном случае речь идет не о вине работодателя, так или иначе допустившего несчастный случай, а о деятельности государства, чьи граждане помогали устранению последствий аварии.
Эту же позицию поддержала представитель прокуратуры Лариса Степанова.
Тем не менее, решение суда в силу пока не вступило - в среду была оглашена только его резолютивная часть, после изготовления полной версии заявитель может обратиться в вышестоящую инстанцию с жалобой.