Жанровые поиски Квентина Тарантино, замешанные на провокационной теме рассовой дискриминации, достигли своей цели. Об истории чернокожего раба, расстреливающего белых направо и налево горячо заспорили зрители, СМИ и сами актеры.
Американский режиссёр Спайк Ли ("25-й час") сказал, что ни в коем случае не будет смотреть новый фильм Квентина Тарантино "Джанго освобождённый" так как считает его "оскорблением своих предков". В свою очередь сам Тарантино сказал, что не будет тратить время на объяснения некорректности своей ленты.
"Джанго освобождённый" - последняя работа Тарантино в его череде жанровых экспериментов. В этой ленте он собрал всё, что любил и знал о спагетти-вестернах – триллерах, популярных в 1970-е годы. Главного героя, в честь которого и названа картина, сыграл Джейми Фокс. В центре сюжета – чернокожий раб Джанго, которого выкупил и освободил забавный немецкий охотник за головами (Кристоф Вальц). Последний помогает Джанго освободить свою жену Брумхильду из рабства владельца плантаций (Леонардо ДиКаприо).
Фильм не претендует ни на что большее, кроме как на то, чтобы быть фантасмагоричным псевдо-вестерном, который переполнен вульгарностью, анахронизмом и неприличием. Эта лента перекликается с первой частью "Убить Билла" (2003), "опереточные" драки которой очень похожи на сражение и в "Джанго".
Лента уже успела собрать более $100 млн. в США в течение новогодних праздников. Критики восприняли её очень противоречиво. Одних картина привела в восторг ("Это потрясающе!" - The Boston Globe), других – оставила равнодушными ("Вряд ли вы досидите до конца" - The Detroit News) кого-то же возмутила ("Складывается впечатление, что Тарантино наслаждается всем этим насилием на расовой почве, которая лично у меня не вызывала ничего кроме тошноты…" - Slate).
"Учитывая экстравагантность и жестокость этого фильма – я сомневаюсь, что зрители вне зависимости от их расы и возраста будут покупать билеты, рассчитывая посмотреть исторически правдивую сагу о тех временах. Это скорее комикс. Многие разочаровались в комиксах, но о себе я такого сказать не могу. Если же вы ожидаете, что в этом комиксе будет объяснено всё и обо всём – то вы ошибаетесь – это не более, чем развлечение", - пишет обозреватель CNN Джин Сеймур.
Кроме самого Спайка Ли, фильм вызвал недовольство и многих других людей. Наиболее резкий отзыв о нём прозвучал со страниц газеты The Wall Street Journal. Автор статьи Исмаил Рид написал: "Эта лента оскорбляет как чёрных актёров, которые в ней снялись, так и сам жанр спагетти-вестернов. Тарантино был очень щедр на расистские высказывания в этой ленте".
"Однако сомневаюсь, что все чернокожие актёры почувствовали расистские оскорбления в фильме. Например, актёр, номинировавшийся на "Оскар", Сэмюэл Л. Джексон отказался отвечать на вопрос репортёра о том, не обидело ли его то, что в фильме так часто звучит "слово на Н". Наверное, Джексона совсем не коробит то, что белые люди имеют какое-либо право трактовать чёрную историю США", - замечает Сеймур.
Споры вокруг фильма напоминали реакцию на книгу 1967 года "Исповедь Ната Тернера". Автор этого романа – белый писатель Уильям Стайрон – в результате получил за свою работу Пулитцеровскую премию. Сюжет книги по-своему трактовал восстание рабов в 1838 году. Книга вызвала бурю негодования афро-американских романистов, которые сильно раскритиковали её. Тогда один из немногих писателей, кто стал на защиту книги, сказал историческую фразу: "Если вам не нравится такого рода альтернативная история – предлагаю вам написать свой вариант".
Совет писателя был взят во внимание и в ближайшие пару десятилетий чернокожие романисты написали свои версии произошедшего. Эти книги были экранизированы и в 1976 появился мини-сериал "Корни", а в 1998 году – фильм "Возлюбленная", отмеченный "Оскаром".
Как и сейчас, тогда многие чернокожие зрители не хотели смотреть эти фильмы, потому что для них тема легализации рабства очень болезненна. Сейчас же они не хотят идти на "Джанго освобождённого" несмотря даже на то, что в ленте рассказывается про освобождённого чёрного парня, который расстреливает белых направо и налево.
Другая интересная информация о культуре.