Воды запорожского Днепра продолжают удивлять историков и археологов из года в год, приоткрывая тайну прошедших веков все новыми находками.
Вот только недавно завершилась эпопея с возвращением меча князя Святослава, который едва не остался в столице. В этот раз Днепр преподнес подводным археологам новую находку – уникальный комплекс якорей времен русско-турецкой войны.
Обнаружила якоря ещё в 80-х годах группа подводников-любителей «Подводник». Тогда лишь несколько из всего комплекса были подняты на поверхность, сейчас запорожские подводные археологи делают все возможное, чтобы в дальнейшем поднять на поверхность все якоря комплекса.
- Когда их нашли, возникло несколько предположений: была первичная точка зрения, что это перевернулось какое-то судно с грузом якорей. Но она была достаточно сомнительная, так как якоря лежат поперек течения, а также на достаточно большой площади – порядка 50-80 метров. Поэтому уже тогда возникла ещё одна мысль, что, возможно, это корабли, которые перегораживали Днепр для защиты флотилии с севера. Потом, года два назад, мы нашли документы, подтверждающие данную точку зрения. Документы, где была информация, что в сентябре 1739 года было решено выделить около девяти-двенадцати ластовых (грузовых) судов, которые бы стали на брандвахте для защиты флотилии, - рассказывает заведующий отделом охраны памятников Национального заповедника «Хортица» Дмитрий Кобалия.
Работы по нанесению на карту и обследованию дна начались ещё осенью, однако из-за плохой видимости под водой подводники не смогли закончить начатое. Возобновились археологические работы только на этой неделе. По словам Дмитрия Кобалии, это наилучшее время для проведения триангуляции.
- Проводим здесь работы уже второй раз за год. Связано это с обследованием комплекса якорей 18 века. Осенью мы проработали здесь где-то недели две, но была очень плохая видимость – 60 см максимум. Сейчас уникальная погода, которая бывает пару недель в году. Видимость 7 метров, то есть можно сразу увидеть все объекты одновременно, - говорит он.
Сейчас здесь находится примерно 32 якоря в одном месте, но археологи предполагают наличие большего количества - не менее 40. Интересно, что это не просто одиночно разбросанные якоря, а именно их группа, которая лежит поперек реки.
- Их расположение связано с тем, что в период русско-турецкой войны, в 1739 году, днепровская флотилия вся подошла к Хортице после проблем в Очакове и Кимборне из-за эпидемии. Они фактически тогда оставили обе турецкие крепости в устье Днепра и поднялись вверх. Флотилия заняла большую площадь, стояло тут порядка 300 кораблей. Это был целый лес мачт, и верхняя конечность флотилии была отделена брандвахтой.
Создавались подобные линии грузовых судов для того, чтобы уберечь военные флоты от вражеского огня. Они перегораживали подход к основной флотилии.
- В те времена военные флоты боялись ни сколько пушек и ядер, сколько огня. Поэтому одним из самых страшных врагов флотов, особенно когда корабли не могли маневрировать и находились близко друг к другу, были зажженные лодки – брандеры. Их взрывали специальные команды, когда те подходили близко к судам, - говорит заведующий отделом охраны памятников заповедника.
Уникальность этой находки заключается в том, что это одно из самых больших скоплений якорей в Украине, связанных с этим периодом. К тому же, сами якоря представляют собой особую ценность, потому что в те времена они ковались вручную и стоили целых состояний.
- Якоря в основном изготовлены на Урале и на Ладоге, то есть, это российские якоря, привезенные сюда специально. Это якоря двух видов: около 30-и – это четырехлапые, в основном небольших размеров. И двулапые якоря, которые использовались на бригантинах и на прамах. Самый большой из тех, что были найдены ранее от Днепровской флотилии длинной 2 м 35 см.
Хочется отметить и то, что подобных находок, а также коллекции якорей этого периода нет больше нигде, как в Украине, так и в России.
Пока позволяет погода, запорожские подводные археологи проводят обследование и триангуляцию местонахождения якорей. В мае же этого года планируется расчистка этой местности для поиска оставшихся якорей.