Согласно экспертам, болезнь Паркинсона широко распространяется. Так называемое расстройство быстрого сна и потеря обоняния могут быть первыми признаками заболевания.
Это началось восемь лет назад весной: утром Ульрике Браатц, вставая с постели, чувствовала странную скованность. А когда она держала телефонную трубку левой рукой, чтобы правой записывать, то вся левая рука дрожала.
«Я списала это на то, что я никогда в жизни не занималась спортом», говорит сегодня 63-летняя Ульрике. Однако дело было не в этом. После посещения невролога было установлено: у Ульрике Браатц – болезнь Паркинсона.
Причиной нейродегенеративного заболевания является потеря функции нервных клеток в мозге, которые вырабатывают важный для движений и эмоций нейромедиатор допамин.
В Германии живут почти 250 000 пациентов с паркинсонизмом. Болезнь названа в честь британского врача Джеймса Паркинсона (1755-1824). С 1997 года в день его рождения, 11 апреля, отмечается Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона, чтобы информировать людей о болезни, известной также как дрожательный паралич.
Признаки заболевания
При болезни Паркинсона с одной стороны замедляются движения, а также появляется дрожание мышц в состоянии покоя и малоподвижность суставов, говорит Вольфганг Оэртель из немецкого общества неврологии. Явным признаком заболевания является расстройство быстрого сна.
«При этом пострадавшие борются с агрессорами, разговаривают, бьют все вокруг, травмируют себя или окружающих», - говорит Оэртель. В таких случаях он советует посетить специализирующегося на расстройствах сна невролога или обратиться в центр медицины сна.
«У более 65 процентов людей с расстройством быстрого сна весьма вероятно заболевание болезнью Паркинсона в течение следующих 10-20 лет». Другие симптомы менее специфичны. К ним относятся запоры, нарушение обоняния, а также депрессии.
Как удар по голове
Последним страдала и Ульрике Браатц незадолго до постановки диагноза «болезнь Паркинсона». Услышать, что за ее жалобами скрывается паркинсонизм, было как удар по голове, говорит она, потому что знала, что остаток жизни придется провести на медикаментах.
Помогла ей группа самопомощи из немецкой Ассоциации больных паркинсонизмом, в которой она сама теперь принимает активное участие. «У каждого есть свой собственный «Паркинсон»», - говорит она. В среднем пациентам ставят этот диагноз в возрасте 60 лет.
Но! «Болезнью Паркинсона может заболеть каждый», - говорит Томас Гассер из немецкого Центра нейродегенеративных заболеваний в Тюбингене. Согласно статистике, риск заболевания меньше у людей, которые курят и пьют кофе.
«Но не существует ничего, что защищало бы на сто процентов», - подчеркивает он. Нейродегенеративное заболевание в основном заметно по нарушениям моторики, однако позже добавляются и когнитивные проблемы.
У многих заболевших появляется слабоумие
«Однако это касается не всех пациентов, не всех в равном объеме и не на всех стадиях», - говорит Гассер. У более чем 50 процентов заболевших рано или поздно появляется приобретенное слабоумие – однако не как нарушение памяти при болезни Альцгеймера, а в форме «нарушения планирования повседневной деятельности». Сортировать таблетки, планировать встречи и тому подобное пациентам становится тяжело, поясняет Гассер.
На конечной стадии пациенты нуждаются в помощи практически во всех сферах жизни. Единственное, что оставалось заболевшим, - принять болезнь, телесно и ментально оставаться активными – и так рано, как только возможно, начать принимать медикаменты.
«В прошлом заменитель допамина вводили слишком поздно из рассуждения, что тело сперва должно исчерпать собственные резервы», - объясняет Гассер. Сегодня существует точка зрения, что тело способно к лучшей компенсации, если будет получать допамин раньше.
Дрожание, как у алкоголиков
Ульрике Браатц между тем замечает первые трудности в движениях, например, при завязывании шнурков или застегивании пуговиц. И ее психическая устойчивость ослабляется, говорит она. В частности, тремор усиливается в случае увеличения стресса.
Кто не знает, что у дрожащего человека, стоящего перед ним, болезнь Паркинсона, тот может подумать, что перед ним алкоголик с абстинентным синдромом.
Чтобы избежать подобных недоразумений, Браатц очень открыта в отношении своей болезни. «Паркинсон – публичная болезнь, ее легко заметить», - говорит она. По крайней мере, в большинстве случаев.