Согласно опросу, 62 процента турецких мужчин поддерживают насилие в отношении женщин. Статистические данные об избиениях женщин показывают высокое количество пострадавших. Женщины собираются провести секс-забастовку.
Турецкий министр по делам семьи Фатма Шахин какое-то время назад сказала, что правительство работает над тем, чтобы не только ограничить насилие над женщинами со стороны их мужей, а и полностью устранить.
Это кажется слишком оптимистичным. Новые статистические данные показывают, что мышление и рефлексы большинства турецких мужчин действуют противоположно. Опрос университета Кириккале и организации «Счастливые дети», проведенный среди 3500 мужчин, подтвердил турецкую прописную истину: большинство турецких мужчин находят насилие в отношении своих жен абсолютно нормальным, разумным и практичным.
28 процентов респондентов сочли насилие над женами необходимым: это должно происходить, чтобы дисциплинировать их. 34 процента высказались умереннее и заявили, что «необходимо» насилие в отношении женщин лишь «от случая к случаю».
Вместе это составляет 62 процента – две трети опрошенных мужчин. Возможно, причина в том, что все в стране знают, что мужчины так думают. Однако данная тема была поднята впервые.
Мужчина – хозяин в доме
Опрос приводит также несколько высказываний по поводу того, при каких условиях мужчины считают насилие оправданным. 18 процентов мужчин одобрили основную мысль, что «мужчина – хозяин в доме и может применять насилие тогда, когда сочтет необходимым».
30,9 процентов, однако, добавили, что для этого должна быть «уважительная причина». Но самым ярким, пожалуй, стало другое высказывание, которое в качестве причины называет «честь». 37,9 процентов респондентов согласились, что насилие оправдано, чтобы соблюсти принципы чести, приличия и дисциплины.
Для этого необходимо понимать, что особенно на курдском юго-востоке страны, а также в крупных городах с многочисленными курдскими иммигрантами «честь» является основой существования многих семей.
Если честь «опорочена» – вас будут избегать, вы не сможете ни при каких условиях заниматься бизнесом, не сможете зарабатывать деньги. «Опороченной» честь может быть вследствие неправильного поведения женщины – непристойная одежда, флирт с другими мужчинами, внебрачные связи.
Однако существование реальных проступков необязательно, достаточно слухов и сплетен. Если это происходит, то появляется выбор: стать изгоем, убить жену или сбежать с ней куда-нибудь, где никто ни о чем не знает.
Статистика показывает: домашнее насилие растет
И поэтому многие мужчины рассматривают насилие как меньшее из зол: если оно служит для того, чтобы сохранить «честь», то есть удержать женщину от поведения, которое могло бы породить в окрестностях слухи, тогда спасается – как подсказывает логика – не только честь, но при определенных обстоятельствах и женщина – от чего-либо худшего.
В действительности статистики фиксируют устойчивый рост бытового насилия в отношении женщин. В прошлом году турецкий парламент принял закон против домашнего насилия, который много хвалили, однако не дающий, кажется, никакого эффекта: в прошлом году были убиты своими мужьями или партнерами 125 женщин, и тенденция направлена на возрастание – только в этом марте произошло 14 убийств.
Более 30 000 женщин пострадали от своих мужчин в прошлом году. Министерство по делам семьи перед заключением брака предлагает семинары и брачное консультирование, на которых обсуждается ненасильственное решение проблем.
Кроме того, правительство ввело в действие программу «Тревожная кнопка»: угнетаемая женщина одним-единственным нажатием кнопки на своем мобильном телефоне может сообщить об угрозе. Однако ее эффективность «до сих пор не задокументирована», говорится в министерстве по делам семьи.
Мужчины рассматривают насилие как принцип религии
В своих усилиях исламское правительство заявляет, что насилие над женщинами является нарушением принципов ислама. Однако здесь и кроется самая большая проблема: исследователь «убийств чести» Гюлия Озактюрк путем опроса многочисленных убийц женщин выяснила, что они считают свои действия соответствующими религии. Это касается и «обыкновенного» домашнего насилия.
Поэтому возникает вопрос: не способствует ли собственно государственная политика соответствия религии, несмотря на все превентивные и образовательные программы, убеждению в своих взглядах тех слоев общества, которые более всего имеют склонность к насилию в отношении женщин.
Риторическим остается вопрос, растет ли насилие, или оно просто чаще фиксируется и документируется; кроме того, неясно, ведут ли к росту мужского населения в отношении более вольнодумных женщин взгляды мужчин, закосневшие вследствие продолжающейся десятилетиями исламизации, или, наоборот, прогрессивное смягчение консервативного поведения, то есть либерализация общества. В действительности большая часть насилия и особенно убийств женщин происходит в ситуации развода.
В пользу смягчения нравов во всегда консервативной Турции говорит также возрастающее количество сексуальных преступлений. В слывущем очень религиозным и консервативным городе Конья в центральной Анатолии, например, случается, согласно сообщениям СМИ, на 400 сексуальных преступлений больше, чем во время вступления на пост исламистского правительства Реджепа Тайипа Эрдогана десять лет назад.
Страну неоднократно сотрясают сообщения о жестоких групповых изнасилованиях. Несколько недель назад двенадцатилетняя девочка написала министру юстиции о том, что ее изнасиловали 26 мужчин. Все ее обидчики были освобождены судом.
Теперь женские организации в Конье призывают к секс-забастовке. Возможно, им стоит еще раз изучить статистику, ведь может быть, что мужчины воспримут это не очень хорошо. В ходе опроса 12 процентов респондентов сказали, что женщины должны быть наказаны, если не слушаются своих мужчин.