Бостон, Канада, Ливия: не все акции непосредственно связаны с "Аль-Каидой", но они вписываются в ее стратегию. После Ирака и Афганистана Запад снова на линии огня.
Даже террористическая организация может улучшить свой информационный менеджмент. Ведь даже если террористы, как правило, после первого нападения берут на себя ответственность, "Аль-Каида" уже в январе на интернет-странице Ансара аль-Мухаджидина представила программу терактов на ближайшие месяцы и годы.
Под заголовком «Куда в следующий раз ударит "Аль-Каида"?» обещаются «жестокие, потрясающие, шокирующие, вызывающие страх атаки». «С Божьей помощью мы нанесем удар в сердце неверных».
В качестве мишеней называются Соединенные Штаты Америки, Франция и Дания, а также все страны, которые в какой-либо форме принимают участие во французской интервенции в Мали. «И другие города и страны, которые были названы "Аль-Каидой" в свое время». Первой горькой пробой новой кампании, возможно, является теракт в Бостоне.
Хотя еще не ясно, состояли ли оба террориста в контакте с "Аль-Каидой", однако нападение вписывается в стратегию террористической группы. Она заявляет не только о групповых терактах, но и об отдельных «акциях одиноких волков».
Это люди, которые чувствуют связь с радикальной интерпретацией ислама и, в конце концов, хотят играть с судьбой. "Аль-Каида" предназначает свой интернет-журнал Inspire специально для такого типа террористов. Дорогостоящее издание, появляющееся в Интернете, и которое можно распечатать как глянцевый журнал, содержит террористические инструкции.
В последнем издании террористические эксперты дают указания, как совершить поджог и взорвать заполненную парковку перед супермаркетом. Среди инструментов настоящего террориста также должна быть успешная «провокация дорожно-транспортного происшествия».
За поворотом дороги нужно подготовить 40 литров смазочного масла. «Скользящему автомобилю не обязательно сталкиваться с другим транспортным средством, - пишет автор. – Как только авто выедет с жирной поверхности дороги на сухую, произойдет значительное замедление, которого достаточно для опрокидывания транспортного средства или, по крайней мере, проблем с управлением и стабильностью».
Бомбы из скороварок
При теракте в Бостоне в бомбы были превращены скороварки. Инструкции для этого содержатся в первом номере журнала Inspire. Братья Тамерлан и Джохар Царнаевы – не единственные, кто, очевидно, был вдохновлен журналом "Аль-Каиды".
У Руксаны Бегум, родом из Пакистана, некоторые издания журнала были обнаружены при ее задержании в декабре прошлого года. Ее братья планировали взорвать Лондонскую биржу. Это мечта "Аль-Каиды" – по возможности создать как можно больше таких террористов-одиночек или мини-отрядов, которые собственноручно могли бы совершать теракты.
Из-за недостатка террористической подготовки, организации и опыта они выбирают так называемые мягкие цели, то есть такие, которые легкодоступны и практически или совершенно без мониторинга безопасности. Предлагаются массовые акции, как марафон в Бостоне и другие крупные спортивные мероприятия.
Для органов безопасности это кошмарный сценарий. «Избежать подобных терактов практически невозможно, – говорит бывший сотрудник ЦРУ, пожелавший остаться неизвестным. – Особенно когда преступников никогда не замечали. Как можно их обнаружить, прежде чем бомба взорвется?»
После войн в Ираке и Афганистане крупные города Запада снова попали под прицел "Аль-Каиды". «Он является центром неверия, где организовывается порабощение мусульман». Запланированный и неудавшийся теракт на железнодорожных линиях в Канаде попадает в ту же категорию.
Оба обвиняемых хотели пустить под откос поезда. Сотни людей были бы убиты или тяжело ранены. Нападение на объекты общественной инфраструктуры на Западе находится в верхней части списка "Аль-Каиды".
Война против жизненно важных магистралей крупных городов
Это доказывает документ, найденный американскими спецназовцами после ликвидации Усамы бен Ладена в его доме в пакистанском Абботабаде. Это 17-страничное письмо, написанное Юнисом аль-Мауретани, ведущим членом террористической сети, шефу в марте 2010 года.
В нем новыми целями определялись туннели, мосты, плотины, подводные трубопроводы и кабельное подключение к Интернету. Члены "Аль-Каиды" должны искать работу на фирмах, которые имеют доступ к целям.
Или работу водителем транспортировщика нефти, при помощи которого можно уничтожить цель. Бен Ладену, по всей видимости, план понравился, и он присвоил ему высший приоритет. Террористический лидер поручил обоим филиалам "Аль-Каиды" – в Северной Африке и Йемене – поддержать проект и «сотрудничать» с аль-Мауретани.
Автор письма был арестован в августе 2011 года в Кветте. Пакистанские власти утверждали, что аль-Мауретани получил «личное указание бен Ладена атаковать цели экономического значения в Европе, Соединенных Штатах Америки и Австралии». Некоторые люди, которых завербовал главный планировщик бен Ладена и которые тренировались в племенных районах Пакистана, могли быть задержаны еще до их отъезда.
Арестованный в 2008 году в Пакистане Брайант Нил Виньяса, член Аль-Каиды с американским паспортом, заверял в суде, что для аль-Мауретани был изготовлен план железнодорожных линий Лонг-Айленда. Для террористов-смертников в поездах он искал белых людей, которые, как Виньяса, имели западные паспорта.
Северная Африка – поле боя с терроризмом возле европейского побережья
Благодаря задержаниям в Канаде мы знаем: план аль-Мауретани до сих пор существует в головах членов "Аль-Каиды". Предполагается, что в настоящее время новые террористы-одиночки или организованные группы работают над терактами, нацеленными на общественное пространство или инфраструктуру. Это лишь вопрос времени – когда, как и где это произойдет. Террор не закончится настолько быстро.
Другой фронт глобального джихада "Аль-Каиды" – это Северная Африка. Во вторник утром, в семь часов, взорвалась бомба перед французским посольством в столице Ливии Триполи.
Взрывная волна ощущалась во всем городском квартале Хай Андалус и выбила окна неподалеку. Внешняя стена превратилась в груду щебня, фасад и первый этаж полностью разрушены. Офисы опустошены. Автомобили, припаркованные возле посольства, едва ли теперь можно назвать транспортными средствами.
«Невообразимое опустошение», – говорит Жан Главани. Депутат парламента от Социалистической партии является членом французской делегации, которая в настоящее время находится с визитом в Ливии. В момент нападения в посольстве не было никого. Двое охранников были серьезно ранены.
До сих пор никто не взял на себя ответственность за теракт. Однако предположение, что за ним стоит "Аль-Каида" или приближенные к ней группы, является очевидным. В Ливии действуют несколько радикальных исламистских организаций с похожей идеологической ориентацией.
На востоке и юге страны, скорее всего, существуют тренировочные лагеря, которые находятся под руководством "Аль-Каиды" в странах исламского Магриба. Из одного из этих лагерей происходит группа террористов, которая напала на алжирское газовое месторождение Аменас. "Аль-Каида" в странах исламского Магриба является североафриканским филиалом террористической организации, которой после смерти бен Ладена руководит Айман аз-Завахири.
«Боритесь с вашими врагами и врагами Бога! Не позволяйте секуляристам и другим западникам безумствовать!» С этим посланием "Аль-Каида" в странах исламского Магриба обратилась в марте к мусульманской молодежи и призвала к джихаду против Франции. Это было первое заявление террористической организации после начала французской военной интервенции в Мали.
Исламисты занимали север страны на протяжении шести месяцев. В январе началась французская военная операция, во время которой экстремисты были вытеснены, сотни из них были убиты.