Творческие профессии никогда не славились большим заработком. Работа должна быть или для души, или ради денег. Счастливыми исключениями становятся лишь немногие, кому повезло, кого заметили, и кто смог пробиться в жесткой конкуренции. Еще сложнее, когда ваша сфера творческой деятельности не популярна массово. В частности, если говорить о музыке, то посвятить свою жизнь классическому и народному творчеству гораздо более рискованно, нежели попасть в тот самый шоу-бизнес. Однако, как выяснил РепортерUA, наш город оказался еще той кузницей перспективных талантов классической музыки, готовых рисковать ради призвания своей души и не прогадать с потребностями кошелька.
Сразу надо сказать, что сегодня речь пойдет не о вокалистах, которых в Запорожье успешно выращивает местный «звездный папа» Владимир Артемьев. Там и так все понятно, что без денег, связей, эпатажа и щепотки таланта пробиться в шоу-бизнес не получится. Сегодня мы узнаем, как обстоит дело непосредственно с музыкантами, в частности, исполнителями классической и народной музыки.
Как всегда все начинается с музыкальных школ, куда беспечные родители сначала просто для общего развития отдают своих детей, часто заставляя их ходить туда силой. Еще бы – ведь это не только бесконечные часы утомительной практики игры на том или ином инструменте, а еще и теоретическая часть – изучение нотных станов, музыкальной литературы, столь нелюбимое детьми сольфеджио.
И все это на протяжении 5-7 лет, после чего, порой неожиданно для самих родителей, ребенок решает продолжить свое музыкальное образование и выбрать это своей профессией. При этом зачастую только родители-музыканты добровольно соглашаются с таким решением своего чада. Остальные же в панике начинают отговаривать своих детей, опасаясь для них участи бродячих уличных музыкантов. Но не все так плохо, если у вашего дитяти есть талант.
Талантам надо помогать…
Итак, дальше так называемая музыкальная дорожка юного таланта из школы ведет в училище – музыкальное в нашем городе такое одно – Запорожское государственное музучилище им. П.И.Майбороды. Существует оно уже больше 80 лет и за это время успело пополнить мир советской и украинской музыки многими талантливыми музыкантами и педагогами. Среди них - руководитель самого известного российского народного ансамбля «Золотое кольцо» Александр Костюк, глава Донецкого союза композиторов Украины, профессор Сергей Мамонов, Заслуженный артист Украины, профессор национальной музакадемии Анатолий Ильин и многие другие. При этом лишь имя Костюка нам немного известно из-за раскрутки в российском шоу-бизе вместе с Надеждой Кадышевой. Остальные же известны лишь в узких кругах «классической музыки», но не менее значимы.
- Один из главных факторов, кроме таланта учащегося, это талантливый педагог. И неважно - в маленькой музыкальной школе в провинциальном городке или в столице вы учитесь, - делится с РепортерUA крайне талантливый запорожский музыкант Станислав Лаврик; играет на клавишных, гитаре, басу, перкуссии.
- Могу смело сказать, что за все, чего я достигла, спасибо преподавателям из нашего Запорожского музучилища за хорошую школу и путевку в жизнь, - говорит запорожанка Надежда Денисенко, теперь уже студентка Национальной музакадемии им. П.И.Чайковского.
- Наших педагогов знают как в Украине, так и за рубежом, что тоже говорит об их авторитете и профессионализме. Обьективно говоря, наше Запорожье славится хорошими студентами и педагогами. Я очень горжусь тем, что училась в Запорожском музучилище. И могу сказать по секрету, что даже спустя 5 лет окончания нашего училища я иногда до сих пор приезжаю и занимаюсь у своего педагога в Запорожье. А это о многом говорит.
Еще бы запорожским студентам не быть благодарными своим преподавателям, ведь здесь их обучают фактически индивидуально. О работе в училище рассказал сам директор, Заслуженный работник культуры Украины, баянист-исполнитель Сергей Пелюк.
- На 250 студентов у нас 160 преподавателей, с каждым студентом занимаются по два преподавателя. Потому обучение дорогое, хотя большая часть – бюджетники. Но много студентов штамповать и не надо, важно качество. Мы их тщательно отбираем при поступлении и как результат: наши студенты – лауреаты всеукраинских и международных конкурсов. Причем там они состязаются со студентами не только училищ, но и консерваторий. Так, в октябре прошлого года наш 19-летний студент Антон Белоус получил Гран-при по классу аккордеона в Италии, где были участники из 13 европейских стран.
При этом 90% выпускников Запорожского музучилища поступают в консерваторию (музыкальные академии, в Украине их 5 - в Киеве, Львове, Донецке, Одессе и Харькове), тогда как по другим музыкальным заведениям в городах Украины этот процент поступлений составляет в среднем 20%. Это говорит об очень высоком качестве обучения в Запорожье.
- Наше училище открывает множество дорог в Большое искусство, - делится студентка ЗГМУ им. П.И.Майбороды Анна Юган. - Со студентами в своем большинстве проходит индивидуальная работа, что увеличивает эффективность занятий. Большое количество студентов участвует во всеукраинских и международных конкурсах, откуда возвращаются с победами. Это дает возможность поступить в престижные ВУЗы, к тому же, это практика, опыт, постепенное отсутствие страха перед публикой и зарабатывание авторитета среди музыкантов.
Юным музыкантам на заметку
«Сегодня благодаря глобализации становится все легче где-то «засветиться». Попробуйте сами найти свою аудиторию, используйте Youtube, социальные сети, продвигайте себя сами. Совсем недавно появился такой термин «DIY generation» (Do It Yourself). Буквально это значит «сделай себя сам». Главное, не бояться того, что скажут другие. Будет ваша музыка признана или нет? Предоставьте людям возможность решать. Не давайте даже шанса шоу-бизнесу диктовать для вас рамки для вашего творчества. Через прямой контакт со слушателем создавайте свою аудиторию, не бойтесь экспериментировать. Главное, чтобы вам это приносило удовольствие, и не нужно смешивать искусство и коммерцию. Если то, что вам нравится, продается – отлично, продолжайте в том же духе! Но не пытайтесь подстроить свое творчество под вкусы других» (Музыкант Алексей Рубель)
Коммерция в музыке убивает искусство?
Одним из главных вопросов, который беспокоит родителей, отпускающих свое чадо в вольное музыкальное плаванье, это вопрос заработка. Ведь и речь идет не о популярной музыке, а о классической и народной, которая никогда не считалась массовой. К примеру, обе упомянутые студентки Запорожского музучилища Надежда Денисенко и Анна Юган выбрали себе музыкальным орудием домру – народный струнный щипковый инструмент, который даже не все знают. Тем не менее, она является одним из ведущих инструментов в народном оркестре. И настоящие таланты смогут зарабатывать и на таких, казалось бы, редких инструментах.
По словам Сергея Пелюка, 70% запорожских выпускников музучилища играют в оркестре Вячеслава Реди, преподают в музыкальных школах по области и выступают по всему миру – в Канаде, США, Австралии.
- Профессиональный музыкант никогда не останется без работы, - уверен Вячеслав Редя, Народный артист Украины, главный дирижер Академического симфонического оркестра Запорожской областной филармонии. – Наш худсовет прослушивает и отбирает лучших музыкантов. Это люди и из других городов Украины, и вернувшиеся после обучения в столице запорожцы. Там тяжело с дорогой арендой жилья, а вообще талантливый и профессиональный музыкант всегда найдет работу.
- Если человек с высоким уровнем профессионализма, то он всегда найдет работу, и она его найдет. В Запорожье не слишком много работы для музыкантов, но она есть, - говорит запорожский музыкант Станислав Лаврик.
- Конечно, конкретно джазовой музыкой не заработаешь на жизнь. В Европе, например, она больше востребована и там ее можно играть и зарабатывать, не жалуясь. В Запорожье невысока джазовая культура, почему – не знаю. Я джаз играю скорее ради удовольствия. Остальное – работа, как ни крути. В юношестве у меня был больший максимализм по поводу того, что я буду или не буду играть. Теперь понимаешь, что очень сложно только творчеством зарабатывать на жизнь. Сейчас скорее работа находит меня, этому способствует и определенная популярность – люди знают меня и советуют другим.
Такой авторитет уже известных в Запорожье музыкантов, конечно, мешает молодым талантам, но это тоже конкуренция и свое место под солнцем также нужно завоевать. Здесь прямо пропорционально предложениям работы классичеким и народным музыкантам является спрос на их музыку среди населения. А общая, массовая культура, как мы знаем, предпочитает более популярную музыку, так называемую «попсу» - Сердючку, Потапа и компанию, на которую истинные ценители настоящей, классической музыки реагируют как на какого-то культурного паразита.
- Мое отношение к музыке очень изменилось со временем, - рассказывает Алексей Рубель, запорожский музыкант (гитара, ударные, фортепиано, саксофон, скрипка), теперь играющий в Литве. - «Коммерция в музыке убивает искусство». Я где-то услышал эту фразу и почему- то сразу понял ее смысл на своей шкуре. Очень приятно играть или петь то, что нравится самому артисту, и мне тоже очень нравились отдельные произведения и песни, которые приносили мне эстетическое удовольствие, когда я их играл или пел. Но когда мы начали играть в кафе, появился такой термин как «выбор подходящего репертуара».
Как говорится, тот, кто платит, тот и заказывает музыку. В данном случае, в самом прямом смысле.
- Если пойти глубже в музыкальную индустрию, то многие пишут песни для определенной целевой аудитории и для их вкусов, чтобы заработать больше денег, - поясняет Алексей. - К сожалению, сейчас музыка превратилась в хороший способ манипулирования слушательским кошельком. Музыканты уже играют не то, что им нравится, а то, что нравится тем людям, которые за это платят или готовы платить. Мне всегда больно смотреть на профессиональных джазовых музыкантов, которые играют в бэндах для нашей эстрады, используя 10 процентов своих возможностей, только из-за того, что играя популярный стиль, они смогут заработать больше, чем если они будут играть то, что им нравится.
Тем не менее, представители классической музыки – директор Запорожского музучилища, дирижер нашего оркестра, студенты и выпускники, исполнители, - в один голос говорят и не нарадуются тому, что любовь к живой классической музыке в народе возвращается.
«Поющие трусы уже никому не интересны, и это радует»
- В последнее время все становится на свои места, - говорит Сергей Пелюк. - Даже если судить по ресторанам. Там уже нужен не просто синтезатор и чтоб человек жал на него одним пальцем. Все уже хотят рояль, требуют классический состав группы. Отношение к классической музыке возвращается. «Поющие трусы» уже не пользуются популярностью, народу нужна вечная музыка, настоящая. Ведь это общечеловеческое достояние, а не то, что плясать и скакать под Сердючку. Вот вы знаете Баха и Моцарта, но их музыку не крутят по телевизору, там все пляшут и поют под «плюс», а мы стремимся вести просветительскую работу по живой и классической музыке.
Вячеслав Редя, например, делает ставку на детей, организовывая школьные оркестры и устраивая эстрадно-симфонические выступления. «Как говорится, нельзя любить то, чего мы не знаем. Потому мы знакомим людей с этой музыкой. Когда человек узнает, он не остается равнодушным и начинает знакомить с классикой родных и детей. Так поколениями и передается любовь к классической музыке», - говорит дирижер.
- Я заметила, что сейчас люди начали интересоваться народными инструментами, и я верю в то, что наше искусство станет более востребованным в нашей стране. Недавно я убедилась в этом на своем же опыте, - рассказывает Надежда Денисенко. - Я приезжала на пару дней домой. После репетиции мы с подругами зашли в кафе, я была с инструментом. Один из посетителей попросил меня показать домру и тут все началось... Меня окружили почти все, кто сидел в том заведении и попросили сыграть... Люди смотрели с таким интересом! А что самое главное - я им играла не народную музыку, которая легко воспринимается, а самую настоящую классику - барочную музыку 18 века. И вы не поверите - они дослушали меня до конца (а произведение не коротенькое было), а потом восхищались и говорили, что им очень понравилось. Так что это интересно, просто надо делать это доступней для людей.
В Запорожье концерты симфонического оркестра собирают достаточно зрителей. В Киеве, конечно, уровень этой культуры немного выше. Может, в силу того, что туда чаще приезжает известные классические музыканты и оперные певцы. Так или иначе, но это внушает надежду на то, что тяга к прекрасному у украинцев еще не угасла.
- Классическая музыка будет жить всегда, - уверен Вячеслав Редя. - Вопрос о ее популярности нельзя оспаривать. Она спасает мир, если говорить об уровне культуры. Потому что то, что, например, поет Сердючка – это низший уровень. 19 и 20 век дал миру массу композиторов – Рахманинов, Мусоргский, Шостакович, Хачатурян. Они заполняют мировое пространство. Они есть и нельзя говорить о том, меньше или больше они популярны. А кто будет играть и нести в мир их произведения, если не мы? Это данность, музыка, которая прошла через столетие. Она дает душе пищу, а массовая культура и массовая популярная музыка отмирает и не оставляет в душе ничего.