Папа Римский произнес речь о гомосексуализме. Он пока не признал их полноправными католиками, а лишь отказался осуждать людей с нестандартной ориентацией. Для католической церкви это значительный прогресс.
Если Папа Франциск хочет обдумать эту проблему, он может в любое время прогуляться по соборам и галереям Рима и Ватикана. Там на протяжении веков художники-гомосексуалисты создавали славу церкви.
В музее Ватикана он увидит работу Леонардо да Винчи «Святой Иероним в пустыне». На этом незавершенном шедевре аскет, обремененный мучительными мыслями, сидит в скалистой пустыне. Этот экземпляр религиозного искусства принадлежит кисти художника, который был хорошо известен своей любовью к молодым мужчинам. Леонардо окружал себя красивыми помощниками. Он нарисовал икону мужской красоты в понимании гомосексуалиста – святого Иоанна Крестителя. В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи официально обвинили в содомии.
Задумавшись над этими фактами, Папа может зайти в капеллу Паолина и посмотреть на фрески Микеланджело. Эта часовня является частью Апостольского дворца и закрыта для публичных посещений. Но Папе, скорее всего, удастся туда пробраться. Глядя на страдания святых, он убедится в том, что, создавая самые величественные произведения на религиозную тематику, Микеланджело выражал свою любовь к мужчинам.
Неужели эта проблема неразрешима? Некоторые историки искусства отрицают то, что Караваджо и его духовные покровители были геями. Но, возможно, Папа посетит римскую церковь Сан-Луиджи, посмотрит на изображения святого Матфея и поймет, что нельзя избавиться от демона желания. Тело обнаженного мужчины на картинах Караваджо рассказывает его собственную историю. К тому времени Караваджо уже приехал в Рим. В 1590-х годах Леонардо и Микеланджело обогатили искусство священного города гомосексуальными формами. Караваджо снова сделал искусство опасным и захватывающим, принимая импульс к новым крайностям.
История искусства неотделима от истории сексуальности. Художники прошлого и настоящего – это авантюристы символов. Чтобы создать великое искусство, нужно рисковать. Католическая церковь в свой золотой век знала об этом. Поэтому позволила смелым художникам преуспеть в своей профессии, независимо от личной жизни.
Возможно, честный Папа Франциск возобновит правдивую историю искусства. Поскольку благочестивая робость притупляет понимание большого искусства. Представление о том, что однополый секс не существовал в прошлом, что заниматься им было слишком рискованно или немыслимо, является мифом.
В ХVIII веке гей-клубы существовали по всей Европе. Неужели это возможно, что все, что происходило в 1700-х, не могло случиться с Караваджо в 1600 году в Риме?
Неестественно отрицать очевидность гомоэротизма Леонардо или Караваджо.
Британский музей пытается привлечь внимание посетителей к гомосексуальному содержанию своих коллекций. Папа должен призвать Ватикан сделать то же самое. Пусть церковь гордится своими художниками-геями.