В секторе максимального уровня безопасности при Софиевской исправительной колонии № 55 содержатся 79 пожизненно заключенных. На их общем счету 143 смерти. От некоторых уже отказались даже самые близкие люди – родители, жены, дети… Корреспондент РепортерUA побывал в учреждении, в камерах и узнал, как сегодня живется этим людям, которые взяли на свою душу грех, и что помогает им выживать в данной среде.
Стоит отметить, что условиям содержания заключенных в колонии можно позавидовать. Здесь нет угнетающих темных стен, переполненных камер. Каждому из них предоставляется чистая постель, трехразовое питание, душ, оказывается медицинская помощь. Более того, в секторе максимального уровня безопасности проведена кабельная телесеть. За сектором учреждения закреплен психолог, который проводит с приговоренными к пожизненному лишению свободы психодиагностическую, профилактическую, консультационную работу.
Каждый из находящихся за «колючкой» может ежедневно разговаривать со своими близкими с помощью таксофона, установленного на территории сектора. Стоит отметить, что содержание одного заключенного на пожизненный срок составляет в месяц, к примеру, за октябрь – 480,92 грн. На питание уходит 188,82 грн, на коммунально-бытовое обеспечение – 132,42 грн, на медикаменты – 159,68 грн.
– Это говорит о том, что жизнь не заканчивается. Жизнь идет. Выдав им паспорта, мы еще раз даем им надежду вернуться к той жизни, осознать свои проступки. У нас среди 79 человек уже было два случая, когда наши клиенты женились и создавали семью. Ведь создание семьи без паспорта не предусматривается. Даже подать прошение о помиловании без паспорта они также не могут, – сообщил начальник УГПтСУ в Запорожской области, генерал-майор внутренней службы Александр Крикушенко.
Тайники запорожских осужденных: от вешалки до кухонной дощечки
По его словам, еще не было случаев помилования кого-то из пожизненно заключенных. Чтобы подать такое прошение, заключенный должен отсидеть в колонии не меньше 20 лет и только потом подавать прошение на имя президента о помиловании. Ведь только глава государства может принять данное решение. В данном случае пожизненный срок заменяется другим.
– Этот срок может быть разным – может год, может два, в зависимости от состава преступления, – отметил Александр Крикушенко.
Тем не менее пожизненно заключенный за убийство двоих человек, 48-летний житель Запорожской области Сергей говорит, что просить помилования не собирается. За «колючкой» он уже отбывает наказание девятый год. Его никто не посещает – жена и двое детей отказались от него. Именно их он чаще всего вспоминает – тех, кто забыл... Мужчина переболел туберкулезом и благодарен администрации учреждения за своевременное выявление болезни и надлежащую медицинскую помощь.
– Живем по режиму – отбой, подъем. Все согласно графику дня. Самое сложное – это когда не верят. Благодаря одному человеку я пришел к Господу. Общаюсь с верующими, держим с ними постоянную связь, молимся. По мере возможности они помогают нам. Постоянно посещаю молитвенную комнату и таким образом я чувствую себя не оторванным от мира, хотя бы частично, – говорит Сергей.
Когда он услышал приговор, в первую очередь, почувствовал несправедливость. Когда ехал в колонию, говорит, что даже не боялся, ведь после прохождения военной службы в Афганистане полностью потерял чувство страха:
– У меня есть только уважение к тем людям, которые относятся по-человечески. Мы все только рады таким людям, уважаем их (сотрудников колонии. – Прим. ред), ценим их труд. Хотелось бы быть полным полноценным членом общества, которым я сегодня, получая паспорт, стал.
Сегодня паспорт получили, кроме Сергея, еще 12 заключенных. Самому младшему из 79 пожизненно заключенных 25 лет, самому старшему – 68. Все они находятся здесь практически по одной причине – убийства. В колонии находится также бердянский серийный маньяк Руслан Хамаров, на счету которого 12 жертв.
Свои страшные убийства он совершал в течение 2000–2003 гг. и практически всегда действовал по одному сценарию. Знакомился в парке или на дискотеке с девушкой, приглашал ее к себе домой, дальше – выпивка, наркотики, смерть. Когда подвыпившая гостья полностью утрачивала контроль, извинялся, шел в коридор. Там вытаскивал из-за обшивки стены самодельную финку (иногда нож заменяли молоток или бутылка), возвращался, три-четыре удара ножом – и все кончено. После этого маньяк раздевал труп, иногда насиловал мертвую девушку, а потом сбрасывал в колодец. В ходе расследования Хамаров утверждал, что через его дом прошли сотни женщин, но убивал он лишь тех, кто ему не нравился или начинал предъявлять претензии.
В колонии находятся и те, кто убил детей, своих родителей. Как стало известно РепортерUA, пожизненное заключение в учреждении отбывает за убийство и бывший сотрудник милиции. До конца своих дней мужчины так и будут жить по одному и тому же графику, выходить на прогулки только с наручниками и под сопровождением сотрудников колонии с собаками. Те, от кого не отказались родственники, смогут видеться с ними раз в три месяца и только через стекло. Теперь каждый из них будет видеть за окном только колючую проволоку вместо детской площадки в родном дворе. И настоящими друзьями и близкими для них станут (или уже стали) сокамерники, вместо родных и близких людей. По правде говоря, как бы мы не хотели, но никто из нас никогда не узнает и не поймет того, что действительно творится у них в душе и о чем они больше всего сожалеют.