Запорожцы, неравнодушные к судьбе маленького мальчика Саши Савельева из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», прототипом которого является сам автор, не могли пропустить сценическую версию этой трагикомической истории. В минувшее воскресенье на сцене ДК им. Кирова ее разыграл актер Евгений Барсуков. По словам автора, его моноспектакль по одноименной повести – это собственное видение жизни героев, несмотря на то, что говорил актер все-таки словами Санаева.
«Похороните меня за плинтусом» – нашумевшая и невероятно увлекательная автобиографическая повесть Павла Санаева. В ней есть мальчик Саша (или Паша, если экстраполировать на автора) и «воспитывающая» его бабушка. Воспитание бабушки, на самом деле, весьма своеобразно – с перманентной отборной руганью и проклятиями, направленными на маленького внука. В ходе истории достается и деду-«гицелю», и дочери-«проститутке», променявшей маленького сына на «карлика-кровопийцу». Трагикомичность повести подпитывается простым и ярким языком, по-детски наивно описывающим ситуации из жизни ребенка, застрявшего меж двух огней – специфической бабушкой и такой далекой, но бесконечно любимой мамой.
Спектакль Евгения Барсукова – это, по сути, часть книги без редактуры, но с индивидуальным характером. Как рассказал актер в интервью РепортерUA, конкретно эту повесть для постановки на сцене он выбрал в силу близости произведения каждому взрослому, внутри которого живет ребенок.
– Жизнь этого мальчика близка каждому из нас и конкретно мне. Я не говорю здесь даже о семейных трагедиях, но у каждого мальчика наверняка была в свое время «тарзанка» за гаражами, стройка во дворе, а значит – множество детских историй, – говорит Евгений.
При этом актер выбирает наиболее близкую для себя линию из повести, опуская трагическую часть жизни бабушки, которая, к слову, отчасти может оправдать ее поведение. Об этом в одном из интервью говорил и автор повести Павел Санаев.
– Моя бабушка – она не совсем санаевская. Чтобы не распыляться, из книги я взял лишь одну линию, в которой нет бабушкиной истории, ее безумия и ответвлений на других героев. Все-таки я рассказываю не о бабушке-тиранше, а о любви, – подчеркивает актер. – Мой спектакль – о любви: о том, как разобраться, где же грань воспитания, и о том, кто больше любит ребенка – папа, который ремня дает, или мама, которая прощает. В данной истории хочется ответить на вопрос, кто же ближе маленькому герою – мама, появляющаяся раз в месяц со своими мелкими подарками, или бабушка, которая с ним каждый день. Это как ответ на вопрос, что же на самом деле является жизнью и любовью – редкие праздники или монотонные будни.
Поражает то, что объектом сочувствия в трактовке Евгения Барсукова становится именно бабушка, а не ребенок, страдающий от жестокого и необдуманного поведения взрослых.
– Бабушку мне, конечно, жалко. У меня она совсем не безумна – она нормальный человек со специфической психикой. Не вижу, за что ее осуждать. Ругается? И что? Да, она такая. Она же его не бьет, не калечит, а то, что ругается, – это часть ее характера. Например, одна из моих бабушек постоянно называла нас с братом «сатанами» и много ругалась, когда мы набедокурим. Да, у нее была такая манера, но при этом она очень нас любила. Мальчик же Саша живет обычной жизнью ребенка, собственно, как и все дети. Ничего страшного с ним не происходит, он балуется и, естественно, получает от взрослых, которые рядом с ним, а это как раз бабушка, которая, помимо всего прочего, заботится о нем. Маленький герой такой, как все дети, а бабушка такая, как все бабушки, – говорит Евгений.
Возможно, именно поэтому спектакль Евгения Барсукова хоть и цельный, но, очевидно, имеет две части, в отличие от книги Санаева, – комическую и печально лирическую с неизбежным кодовым монологом бабушки.
– Задача актера гораздо больше, чем просто показать историю. Хороший актер может владеть умами и направлять куда-то, помогать задуматься. Мне очень хочется, чтобы люди, посмотрев спектакль, обратили внимание на собственную жизнь и задумались о своем поведении, – добавляет актер.
Но на самом деле, по словам Евгения, назидательный характер действа – это сверхзадача, которая в данном случае вовсе не обязательна.
Кстати, как рассказал продюсер актера Антон Меженин, спектакль прошел уже во многих городах Украины. В Запорожье показ состоялся благодаря агентству «Карабас», а завершится тур в Харькове.
Далее от актера Евгения Барсукова мы можем ждать постановку истории о несчастной любви по Венедикту Ерофееву «Москва–Петушки». По задумке, будет две версии спектакля – моноспектакль и антрепризный с участием других актеров.