![](https://reporter-ua.com/sites/default/files/styles/220x175/public/uploads/photos/main/glu_2984.jpg?itok=6-xujvlT)
В Вольнянском СИЗО на сегодняшний день находятся две женщины с детьми. Вот уже почти два года, как их жизнь ограничилась высоким забором, колючей проволокой и режимом. В учреждение женщины попали, совершив тяжелые преступления, еще будучи беременными. Обе обвиняются в убийстве и сейчас ждут заседания Апелляционного суда в надежде смягчения приговора. РепортерUA отправился в СИЗО, чтобы узнать, как здесь живут женщины и их дети, в каких условиях рожают и как совсем не домашняя атмосфера может повлиять на будущее растущих здесь малышей.
Роды под конвоем
Все женщины, которые попадают в учреждение беременными, здесь же и проходят бесплатное медицинское обследование до начала родов. По словам начальника Вольнянского СИЗО капитана внутренней службы Виктора Овдиенко, когда у будущих мам начинаются схватки, сотрудники учреждения вызывают скорую, на которой их доставляют в роддом.
– Женщина рожает в обычном роддоме, находится там, пока врачи не выпишут. Далее мы ее забираем, привозим, и они находятся здесь до решения суда, – сообщил Виктор Овдиенко.
В родильном зале обязательно присутствует конвоир – женщина, которая следит за безопасностью как медиков, так и других посетителей родильного дома. Стоит отметить, что будущая мама едет в медучреждение и рожает без наручников.
В Вольнянском СИЗО на свет появилось уже двое малышей. На время родов женщин вывозили в местный роддом, откуда они вернулись уже с малышами в специальные камеры матери и ребенка в изоляторе. У малышей также появились крестные мамы и папы – ими стали сотрудники учреждения.
Детство за решеткой
Несмотря на строгость режима, по эту сторону колючей проволоки ничто человеческое не чуждо. Сотрудники учреждения позаботились о комфорте как матери, так и ребенка. Камеры, предназначенные для женщин с детьми, приведены к европейским стандартам. В каждой камере, в которой находится только мать и ребенок, есть холодильник, телевизор, ванночка для малыша, игрушки, детская кроватка, коляска, книги и т.д.
– Каждая женщина содержится отдельно, есть и душевые кабинки, и холодильники, и игрушки для детей, – подчеркнул начальник СИЗО. – Они имеют право каждый день принимать душ, постоянно есть горячая вода. Кроватки получше, чем в некоторых детских садах.
Все заключенные женщины с детьми могут ежедневно гулять в прогулочном дворике. Для малышей в прошлом году оборудовали детскую площадку, чтобы хоть немного раскрасить суровые будни содержания под стражей.
По закону ребенок может находиться с матерью до трех лет. Если никто из родственников не выразит желания забрать малыша к себе, его отправят в детский дом.
– Когда мать осуждается, получает какой-то срок, то она отбывает в колонию. Если ребенку еще не исполнилось трех лет, то она отбывает наказание с ним, а затем следует совсем другая процедура: либо есть люди, которые возьмут ребенка – то ли муж, то ли родители, которые способны его содержать. Если нет, то на усмотрение начальников подразделений, но в основном они остаются в колонии при матерях, – отметил Виктор Овдиенко.
При нынешнем начальнике СИЗО отказов матерей от детей еще не было. Также не исключается возможность смягчения обстоятельств, отсрочка наказания женщинам, которые имеют детей, но данное решение может принять только суд.
«Вы от меня не прячьте взгляд»
Если жизнь ребенка начинается в тюрьме, то часто подобное обстоятельство становится непреодолимым препятствием в жизни как матери, так и ребенка, а это, в свою очередь, нередко дает начало собственной «тюремной карьере» ребенка. Но случается и так, что ребенок, наоборот, стыдится того, что провел детство «за колючкой» и пытается сделать все возможное, чтобы не повторить ошибок родителей.
– И одна, и вторая мамочка, которые у нас находятся, поступили сюда из-за совершения тяжелых преступлений, – сообщила психолог СИЗО Галина Антоненко. – И они обе в содеянном раскаиваются. Но, имея детей на руках, это раскаяние проявляется существеннее, потому что каждая женщина понимает и осознает то, что она сознательно своего ребенка направила на то, что он находится в тюрьме. И вот уже понимать это и есть покаяние. Они уже сейчас становятся на путь исправления.
У Вероникы и Ромы (так зовут деток, которые находятся в СИЗО, – прим. ред.) не было возможности родиться в счастливой семье, у них не было цветов, родственников с радостными глазами, и привезли их не домой, а за решетку. Они знают, что нельзя без разрешения самостоятельно выходить из камеры и даже боятся лишний раз переступить порог. Но к сотрудникам учреждения привыкли сразу, можно сказать, даже полюбили. Вероника радостно показывала и корреспондентам РепортерUA, и женщинам, работающим в СИЗО, свои игрушки, радостно улыбалась, кормила игрушки и все время смотрела на маму.
– Как говорится, назад уже жизнь не отмотаешь. Сейчас все силы брошены на то, чтобы воспитать из них достойных людей, личность. Неизвестно, какими дети станут. Психика у таких деток немного травмирована. Они с самого детства привыкают к щелчкам металлических дверей, к сигнализациям, постоянным проверкам. Что будет дальше – одному Богу известно, но это не значит, что они пойдут по стопам своих матерей. Может, дети, когда вырастут, поймут, что лучше не повторять ошибок родителей. Сейчас две женщины подали апелляцию и ждут очередного заседания суда, – говорит Галина Антоненко.
Людмила согласилась поговорить с журналистами РепортерUA и рассказать свою историю. Она попала в СИЗО как соучастница в убийстве соседа.
– Мой сожитель убил соседа, а я побоялась остаться на свободе, так как знала, что его жена обязательно отомстит мне или будущему ребенку. На тот момент я находилась на 11-й неделе беременности и боялась за своего ребенка, – говорит Люда.
Женщину осудили на 10 лет, ее сожителя на 11, находятся вдвоем в одном учреждении, только в разных камерах. Роме сейчас 1 год и 4 месяца, на момент нашего приезда он находился в больнице, так как немного приболел.
Сын Рома
– Питание у нас хорошее, кашки варят для ребенка. Условия, конечно, не как дома, но хорошие. Это лучше, чем в обычной камере. Сейчас жду окончательного приговора.
Людмила говорит, что рожала в одном из роддомов Запорожья.
– Врачи обошлись нормально, через неделю отправили в СИЗО. Вызвали скорую, дежурная была, везли, хорошо что не в наручниках.
Сейчас женщина очень раскаивается и говорит, что будет исправляться.
К детям, которые проводят детство за решеткой вместе с родителями, никто не приходит, не приносит подарки, не балует... Лишь только сотрудники СИЗО могут порадовать новыми игрушками, одеждой, фруктами. Надеемся, что этих деток ждет светлое и счастливое будущее. А три года, проведенные за решеткой, только окажутся для них жизненным уроком.