ДТП, которое произошло в Запорожье 12 мая с участием автомобиля скорой помощи, внесло смуту в ряды медработников. А также еще раз продемонстрировало факт безответственности наших водителей. В особенности тех, кто пытается в последний момент проскочить на светофоре. В тот день медики спасали жизнь молодому мужчине. У пациента открылось желудочно-кишечное кровотечение. По пути в больницу произошло роковое стечение обстоятельств – в автомобиль скорой врезалась легковушка «Шевроле». В редакцию РепортерUA за помощью обратились сотрудники скорой помощи, опасающиеся, что их водителя, который старался вовремя доставить умирающего в больницу, в конечном итоге еще и сделают виновным в аварии.
Утром 12 мая на телефон Шевченковской подстанции скорой помощи поступил срочный вызов – у 33-летнего мужчины открылось внутреннее кровотечение, сопровождавшееся кровавой рвотой. Бригада медиков отправилась на место вызова и сразу же начала оказывать помощь мужчине. Без долгих раздумий больного погрузили в автомобиль и отправили в 5-ю городскую больницу. Водитель включил сирену и маячки, дабы быстрее доставить больного в медучреждение.
По словам сотрудников скорой помощи, на перекрестке пр. Ленина и ул. Украинской в автомобиль скорой на большой скорости врезался «Шевроле», который ехал со стороны ул. Гагарина. В результате аварии пострадали только машины, но в автомобиле медиков находился мужчина, для спасения жизни которого была ценной каждая минута. На месте ДТП больной провел 15 минут, пока не приехала следующая бригада, которая и отвезла его в медучреждение. Как утверждают медики, если бы аварии не произошло, жизнь мужчине можно было спасти.
Водитель скорой Виктор Пантелеевич за 29 лет работы не имел аварийного стажа. По его словам, больной был в критическом состоянии и находился под капельницей.
– Давление у него было меньше 60. Открылось внутреннее кровотечение, – рассказал водитель.
Светлана Викторовна, врач скорой помощи:
– Около семи утра, в начале восьмого, поступил вызов о том, что у больного рвота кровью. Ему 33 года. Вызов был повторный, больной сначала отказался ехать, а во время второго вызова сказали, что рвота усилилась. Мы выехали сразу на вызов, прибыли. Больной действительно был в тяжелом состоянии, мы ему оказали помощь. Далее погрузили его в машину и приняли решение ехать в 5-ю городскую больницу как можно быстрее из-за тяжести состояния больного. Ехали мы с маячками, с сиреной. Наш автомобиль пропускали, конечно, не все, но особых препятствий не доставляли. Но, выезжая на проспект Ленина, на пересечении с ул. Украинской в нас врезался автомобиль. Стоит отметить, что другие машины остановились, но со второй полосы, на скорости где-то за 100 км/час двигался автомобиль «Шевроле», который, скорее всего, пытался проскочить на желтый свет светофора. Наш водитель попытался вырулить, но не получилось.
По словам фельдшера скорой помощи Анны Гончарук, на место сразу же была вызвана другая бригада скорой помощи, нужно было как можно быстрее доставить мужчину в медучреждение.
– В этом именно и заключается наша помощь. Время очень важно в данной ситуации. В 5-й городской больнице мужчина пробыл три дня и впоследствии скончался. В машине скорой помощи вместе с больным находилась и его мать. Она была все время с сыном и поддерживала его, а когда случилась авария, она еще и нас поддерживала, – говорит Анна.
Начальник гаража Запорожской станции экстренной медицинской помощи Денис Плаксин рассказал, что, согласно нормативам, на прибытие медиков к месту вызова выделяется 10 минут, и потом идет доставка больного.
– Если человек находится в критическом состоянии, то тут уже чем быстрее мы его доставим, тем лучше. Человек находился в очень тяжелом состоянии, находился под капельницей. Автомобиль шел с включенными спецсигналами: это были звуковые сигналы и проблесковые маячки. Автомобиль спускался по ул. Украинской вниз, в сторону 5-й городской больницы, и на проспекте он столкнулся с «Шевроле Авео». Другие автомобили, которые также ехали по проспекту, видя скорую, остановились и пропустили ее. «Шевроле Авео» скорую не пропустил, из-за чего и произошла авария. Водитель легкового автомобиля видел скорую и поехал напрямую. На данный момент у нас есть в документах схема ДТП, которое произошло. На этой схеме видно, что «Шевроле Авео» мог уйти вправо. Торможение автомобиля «Шевроле» было одним колесом. Тормозной путь составил более 14 метров. У скорой помощи вообще не было тормозного пути, – прокомментировал Плаксин.
Схема ДТП
По его словам, скорее всего, «Шевроле» пытался проскочить на желтый свет светофора: «Мы в прошлом году получили в городе Киеве разрешение на спецсигналы. То есть у нас автомобили работают с разрешениями. Раньше разрешения действовали 2 года, сейчас их сделали бессрочными. В правилах очень интересно написано о том, что синие спецсигналы не дают такого преимущества скорым при передвижении. Водитель скорой имеет право отступать от правил дорожного движения, но при этом убедиться в том, что он не создает аварийную ситуацию. Но, в принципе, скорая помощь – она для этого и создана, чтобы как можно быстрее доставить пострадавшего».
Врач Светлана Викторовна утверждает, что спецсигналы действительно были включены, так как она после столкновения сама их выключала: «Сирену я сама выключала, лично. Однозначно у нас была и мигалка, и сирена, и все другие автомобили останавливались и разъезжались. Даже первые ряды с проспекта Ленина, как поворачивать на Украинскую, остановились».
По словам Дениса Плаксина, за прошлый год не было ни одного случая ДТП с участием автомобилей скорой помощи.
– У нас в стране еще нет уважения друг к другу. И я всегда говорил, если мы не научимся уважать друг друга, а водители не научатся пропускать скорые помощи, то ничего не изменится. Они просто не думают, что в этой скорой помощи может быть кто-то из их родственников. И если такое происходит, они винят кого-то другого, но не себя, а медиков и т.д., – подчеркнул он.
Водитель скорой Виктор Пантелеевич говорит, что судебные заседания почему-то затягивают, и суд никак не может принять решение. Но больше всего он опасается, что в данной ситуации его сделают виновным. По словам Виктора Пантелеевича, водитель «Шевроле» ни разу не появился в суде и не знает, будет ли он на следующем, которое состоится в эту пятницу. Мало того, в тот же день водителя скорой обязали заплатить штраф в размере 340 гривен, а за что, он и сам не поймет, так как суд еще не вынес окончательного решения.
РепортерUA удалось связаться по телефону с Александром – водителем «Шевроле». Он утверждает, что скорая пыталась проехать на красный свет, никаких звуковых сигналов он не слышал и не уверен, были ли проблесковые маячки. На вопрос о том, знает ли Александр, что скоро состоится судебное заседание, и появится ли он на нем, мужчина ответил, что находится в командировке и еще не знает, будет ли присутствовать.
Начальник гаража Денис Плаксин удивляется, почему никто не снял для материалов дела запись с камеры видеонаблюдения, которая установлена на данном перекрестке: «В машине «Шевроле Авео» также присутствовал видеорегистратор, и об этом указано и в документах ГАИ. Мы выезжали на место ДТП, человек даже не вышел из машины, он сидел, и ему, грубо говоря, было все равно, что происходит. Он ждал просто ГАИ и все».
Чтобы более подробно разобраться в ситуации согласно законодательству Украины, РепортерUA пообщался также с юристом.
– Данный вопрос урегулирован указом президента Украины от 30 марта 2005 года № 567 «Про заходи щодо упорядкування використання спеціальних світлових та звукових сигнальних пристроїв та номерних знаків на службових транспортних засобах», – пояснил юрист Виталий Малюк. – Согласно этому указу был издан приказ МВД Украины № 364 от 22.08.2005, называется он «Про затвердження інструкції та порядок видачі обліку дозволів на встановлення та використання спеціальных світлових та звукових сигнальних пристроїв».
В пункте 3.2 этого указа говорится, что в случае приближения транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом водители других транспортных средств, которые могут оказать ему препятствие в передвижении, обязаны уступить ему дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд данного транспортного средства. По словам юриста, разрешения выдаются департаментом УГАИ МВД Украины. В пункте 4.5 указа идет речь о том, что срок действия разрешений для транспортных средств, в том числе и для скорой помощи, является бессрочным.
Начальник сектора профилактической работы отдела ГАИ Запорожского горуправления Владимир Гаранин, который выезжал на место ДТП, отметил, что водитель скорой помощи обязан был убедиться в безопасном проезде перекрестка.
Заведующий подстанцией СПМ Шевченковского района Вадим Перелыгин:
– Поскольку у мужчины было сильное желудочно-кишечное кровотечение, фактор времени очень важен. Наш водитель проработал на скорой 29 лет и собирается на пенсию, и на момент аварии он просто был в шоке, так как никогда не попадал в такие ситуации. А сейчас получается, что Виктор виноват? В чем же его вина? Он пытался как можно быстрее доставить пациента. Если мы сегодня не дадим оценку произошедшему, то как же быть остальным 80 бригадам и здесь, и в области, и в Украине. Единицы останавливаются перед скорой помощью, и отношение никакое. Но вот эта наглость человеческая привела к тому, что машина была повреждена, и к тому, что было потрачено драгоценное для больного время. Масса водителей не считают сотрудников скорой помощи той службой, с которой можно столкнуться завтра.
Отметим, что в Жовтневом районе Запорожья данный участок является одним из мест концентрации ДТП. И таких в Запорожье и области немало. Поэтому РепортерUA обращает внимание всех водителей и других участников дорожного движения на то, что следует проявить уважение и понимание к окружающим, а особенно к людям, которые без сна сутками спешат спасать человеческие жизни. В пятницу суд поставит точку в этом деле, приняв окончательное решение и ответив на вопрос: кто виноват? РепортерUA продолжит следить за дальнейшим развитием событий.