
В связи с неспокойной обстановкой в стране и на юго-востоке в частности РепортерUA поинтересовался состоянием укрытий в Запорожье, а также побывал в одном из них. Согласно информации, предоставленной управлением по предупреждению ЧС городского совета, в случае необходимости в защитных сооружениях города смогут укрыться более 1,3 млн человек при численности населения 763 тыс. человек.
Различают несколько типов защитных сооружений:
- Убежище – герметичное сооружение для защиты людей от опасных факторов, которые возникают в результате ЧС, военных действий и терактов.
- ПРУ – негерметичное сооружение, в котором создаются условия, исключающие влияние ионизирующего облучения в случае радиоактивного загрязнения местности.
- Сооружения двойного назначения и простейшие укрытия – фортификационные сооружения, цокольные помещения, подвалы. По техническим характеристикам, подвальные помещения в течение 12 часов можно привести в готовность как защитное сооружение гражданской обороны.
Как рассказал РепортерUA начальник отдела гражданской защиты населения и действий в чрезвычайных ситуациях управления по вопросам ЧС горсовета Сергей Луценко, в городе на сегодня имеется 273 защитных сооружения, из них 21 ПРУ и 252 убежища.
– Есть еще 35 тыс. 497 простейших убежищ под каждым домом, которые предназначены для укрытия населения. Это подвальные помещения, которые должны освободить от всевозможного хлама. В них также должны быть освещение, вентиляция, запас воды, отведено место для туалета. Жильцы дома, когда будет объявлена чрезвычайная ситуация, могут взять продукты питания и табуретки и спуститься в подвал. В простейших укрытиях необязательно делать нары или места для отдыха, поэтому люди должны позаботиться об этом сами, – рассказал он.
Сергей Луценко отметил, что сегодня около трети подвальных помещений сданы в аренду. Но, согласно постановлению Кабмина № 653, в случае возникновения ЧС они должны быть освобождены в течение 12 часов. При этом освободить можно не все помещение, а 2/3.
273 убежища осматривают ежегодно, а простейшие укрытия под домами – каждые 5 лет (последний раз – в этом году). Также в этом году провели учения по укрытию населения в случае объявления тревоги.
– В каждом районе были составлены акты обследования и заведен учет всех убежищ. Отдельно стоящие укрытия в основном находятся на территории предприятий. Это стандартные убежища, как раньше их называли – бомбоубежища. Они предназначены для укрытия рабочей смены, работников предприятия, а не для населения. Для укрытия населения на территории города таких убежищ только 34 из 273, они находятся в основном в ведомстве КП «Основание». Это может быть как отдельно стоящий бункер, а может быть и как изначально запланированное убежище под зданием. В последнем случае есть требования к толщине стен, герметичности и наличию принудительной вентиляции, – поделился Сергей Луценко.
В большинстве же случаев под домами есть простейшие убежища с обычной вентиляцией. В них укрываться можно только на короткий срок – до нескольких часов. В среднем на одного человека в таких помещениях приходится от 1 до 4 кв. м. В укрытиях под детскими домами, школами идет расчет на 2 кв. м, а в больницах – до 4 кв. м (в случае лежачих больных). Бомбоубежища есть и во всех вузах, построенных во времена СССР.
Сергей Луценко отмечает, что на сегодня в рабочем состоянии находятся примерно 80% оголовков – мест аварийного выхода в случае обвала дома. Такие «домики» есть почти в каждом дворе.
Всем известный секонд-хенд возле супермаркета «Амстор» на Победе – он же бункер – является классическим примером бомбоубежища. По информации управления, бункер принадлежит заводу «Гамма» (77-й завод) и сейчас сдан в аренду. Последнее обследование этого убежища проводилось в 2011 году. В случае тревоги люди могут спрятаться и там, после того как будет убрана большая часть товара. Начальник отдела подчеркнул, что бомбоубежища, согласно закону, в частную собственность передаваться не могут.
По его словам, лучше всего убежищами обеспечен Заводской район (там расположены стандартные убежища для рабочих), а хуже всего – Хортицкий район и Пески, поскольку застраивались они уже после 80–90-х годов, и в проекте убежища не предусматривались.
РепортерUA удалось побывать в одном из убежищ в доме на ул. Южноукраинской. Изначально это подвальное помещение строилось как защитное сооружение. Коммуникации встраивались в стены, толщина которых отвечает стандартам. Была там и система вентиляции, которая на сегодня уже пришла в негодность, поскольку такое оборудование давно не выпускают.
– Здесь могут укрыться порядка 80 человек, но на несколько часов, поскольку система вентиляции пришла в негодность. Это сооружение выполнено как противорадиационное укрытие. В укрытии есть бак с питьевой водой, песок, туалет. От бомбежки здесь укрыться можно. А вот в обычном подвале есть риск обвалов. Но каждый случай надо рассматривать отдельно. Здесь также можно спрятаться и от урагана, а вот от тяжелого газа, который опускается вниз, нельзя. При бомбежке помогает любая яма, чтобы укрыться от осколков. В данном укрытии есть также аварийные выходы к оголовкам и входы со стороны подъездов. Расположение оголовков рассчитано так, что, даже если весь дом обрушится, выход из убежища будет вне этой зоны, – рассказал начальник штаба гражданской обороны ГКП «Основание» Валерий Светельский.
Он отметил, что убежища на предприятиях поддерживать в рабочем состоянии проще, поскольку они находятся за забором и под охраной. А вот такие убежища под домами часто взламывают, там живут бомжи. В качестве простейшего укрытия, как отметил он, подойдет, в принципе, любое подвальное помещение с высотой не менее 1,5 м. Но там следует быть осторожным, чтобы не повредить коммуникации. Все подвалы закрыты, ключи обычно находятся у слесарей и мастеров. Однако в случае объявления тревоги за сбитые замки ругать не будут – тогда людям важно как можно скорее попасть в укрытие.
Правда, запорожские диггеры отмечают, что в городе на сегодня есть много убежищ в заброшенном состоянии. В мирное время ими никто не занимается, и они постепенно разрушаются и заполняются мусором. Но это больше касается отдельно стоящих убежищ, те же, что под домами, еще в достаточно пригодном виде.
– Я посетил примерно три десятка убежищ. Все, которые посещал, либо заброшенные, либо просто открыты, и про них забыли. Заброшенные обычно сильно замусорены, часто видны следы от пожара, живут бездомные. В основном это отдельно стоящие убежища. Те, что находятся под домами, в относительно нормальном состоянии. Там, конечно, давно не проводили косметический ремонт, и система для очистки воздуха либо вышла из строя, либо ее там уже нет. Но пересидеть бомбежку вполне реально. Условно голые стены есть, а вот инфраструктура отсутствует. На предприятиях есть ухоженные убежища, которые поддерживают в рабочем состоянии. Но в таких я бывал изредка, и то – по долгу службы. Попасть в них просто так нельзя, а мародерством и взломами я не занимаюсь, – поделился с РепортерUA диггер Александр.
Диггеры предоставили порталу фотографии заброшенного убежища под железнодорожной больницей, сделанные около двух лет назад. Сейчас, говорят, помещение в еще большем упадке.
Заброшенное убежище под железнодорожной больницей
Также к тексту приложены правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях – от объявления тревоги до пожара и смерча. Управление ЧС просит горожан внимательно изучить эти правила.