Россия сокращает поставки газа в Европу, чтобы сорвать реверс в Украину. Как пишет ЛІГАБізнесІнформ, до минимума был сокращен транзит газа через Словакию.
Украина с начала месяца ежедневно закупает около 34 млн кубометров реверсного газа у европейских операторов. Основной объем поставок приходится на Словакию, которая со 2 сентября поставляет в Украину газ. По газопроводу Вояны – Ужгород в сутки поступает 26–26,2 млн кубов, что в четыре раза превышает поставки по польскому и венгерскому маршрутам вместе взятым (3,9 и 3,5 млн кубов соответственно).
Россия всегда выступала против реверсных поставок, предупреждая о возможных нарушениях своих контрактных обязательств, чтобы сорвать реверс. «Если кто-то думает, что можно решить проблемы энергоснабжения Украины путем реверсных поставок, то глубоко заблуждается, – заявил в начале июня президент РФ Владимир Путин. – Если мы увидим, что кто-то нарушает наши контракты, мы будем сокращать объем, и физических объемов на европейском рынке будет просто недостаточно».
Согласно европейским СМИ, российские чиновники предупредили ряд стран Европы о возможных ограничениях экспорта с целью пресечь реверс в Украину. По словам директора энергетических программ аналитического центра «Номос» Михаила Гончара, благодаря дополнительным объемам из Европы Украина сможет пройти зиму без российского газа, что усилит позиции «Нафтогаза на предстоящих переговорах с «Газпромом». Поэтому Россия и угрожает прекратить поставки в Европу.
Для ограничения реверса Москва оказывает не только политическое давление на европейских клиентов. «Газпром» уже предпринял вполне реальные шаги, сократив поставки газа в ЕС через Словакию. Реверсом в Украину поступает тот же российский газ: российский монополист продает голубое топливо на границе Украина – ЕС своим клиентам, которые невостребованные объемы перепродают в Украину. Поэтому после старта реверса из Словакии на треть были снижены поставки газа через словацкий пункт Велке Купушаны.
Словацкий транзитный оператор Eustreаm сообщил, что в начале августа через Словакию в Европу поступало 90–92 млн кубометров в сутки, а к сентябрю этот объем уменьшился до 61–63 млн кубометров. В прошлом году поставки через Велке Купушаны составляли 170 млн кубов в сутки. По данным оператора украинской ГТС, компании «Укртрансгаз», это минимальные объемы со времен последней газовой войны 2009 года. По этому направлению есть возможность поставлять до 200 млн кубометров ежесуточно.
Сопредседатель Фонда энергетических исследований Дмитрий Марунич подчеркнул, что такие низкие объемы транзита объясняются желанием ограничить реверс через Словакию. По его словам, «Газпром» подписал со Словакией договор транзита на условиях «качай-или-плати», согласно которому словацкая сторона в любом случае получит средства от «Газпрома», даже если транзитные объемы будут меньше контрактных.
Падение транзита через Словакию пока не повлияло ни на объемы реверса, ни на объемы закачки газа в европейские ПХГ. 8 сентября в хранилища стран ЕС были закачаны рекордные суточные объемы в этом году – 323,7 млн кубометров газа. В целом с июня по сентябрь в ПХГ Европы было закачано около 30 млрд кубометров газа, что позволило заполнить хранилища на 90%.
В то же время, по мнению гендиректора «East European Gas Analysis» Михаила Корчемкина, ограничение поставок газа в ЕС невыгодно «Газпрому» с экономической точки зрения. «Логика России по ограничению экспорта в Европу не вполне понятна, ведь реверс увеличивает объемы европейского экспорта «Газпрома» и обеспечивает поступление в российский бюджет дополнительных пошлин, – говорит он. – Что касается правовой стороны вопроса, то запрет на реэкспорт газа в Евросоюзе был отменен десять лет назад».
Эксперт Института публичной политики Ильдар Газизуллин, в свою очередь, отмечает, что если «Газпром» все же ограничит экспорт своего газа в Европу, то компанию могут ожидать иски от своих клиентов за невыполнения обязательств.По его словам, большинство контрактов российского газового монополиста имеют минимальные фиксированные объемы, поэтому одностороннее нарушение обязательств будет иметь для российской компании юридические последствия.