Запорожский концертный зал им. Глинки накануне новогодних праздников подготовил для своих зрителей и слушателей массу приятных сюрпризов, в том числе и детских концертов. Неудивительно, что в эти дни, говоря об истории Запорожья, хочется вспомнить о прошлом и отметить настоящее большой творческой мастерской.
Здание Запорожской областной филармонии – одно из немногих в городе, сохранившихся практически в первозданном состоянии с момента постройки в 50-х. Но сама филармония была основана гораздо раньше – в 1939 году, а стало быть, прошла 75-летний рубеж. За это время, имея отличную базу для воплощения всех видов музыкального искусства, ее творческие коллективы развили широкую концертную и просветительскую деятельность.
В самом же начале пути немногочисленные артисты учреждения (около 17 человек) работали в здании, которое находилось в старой части города. Позже появился всем известный нынче концертный зал им. Глинки на проспекте Ленина, 183, возведенный известным архитектором Георгием Вегманом, работавшим в свое время над многими другими сооружениями нашего города.
На сегодняшний день в филармонии работает Запорожский академический симфонический оркестр, Казачий ансамбль песни и танца «Запорожцы», ансамбль бандуристов «Божена» и две концертные группы. Как рассказал РепортерUA директор академического симфонического оркестра Николай Петюк, за год Запорожская филармония проводит около 800 культурных мероприятий: от симфонических и камерных концертов до сольных выступлений артистов, музыкальных лекториев и гастролей зарубежных исполнителей, а также всех видов фестивалей, но до «лихих 90-х» плановых концертов и выездов было гораздо больше.
– До 1992 года мы ездили на гастроли, которые планировали ежегодно. В 1992 году насыщенный гастрольный график прервался, потому как произошел распад Союза – был ликвидирован «Укрконцерт», и уже плановых гастролей не было. Тем не менее филармония продолжала заниматься концертной деятельностью. Чтобы вы понимали, во времена Советского Союза все музыкальные коллективы и отдельные исполнители работали только через филармонии – не было независимых концертных залов, продакшн-компаний, как сейчас – абсолютно все работали через филармонии. Даже Алла Пугачева работала через Московскую филармонию.
Сегодня в филармонии работает более 240 человек, из них: 78 музыкантов симфонического оркестра, 45 человек – в казацком ансамбле, более 20 человек – в художественном отделе, а также административные служащие.
– При этом самое насыщенное время было тогда, когда в филармонии было три солидных эстрадных коллектива, симфонический оркестр и художественный отдел, куда входили отдельные артисты – от артистов оригинального жанра до чтецов. У нас всегда были отличные солисты, имеющие консерваторское музыкальное образование, – говорит Николай Петюк, отмечая, что в 80-е Запорожская филармония могла также похвастаться богатым чтецким цехом, представляющим большие литературные полотна.
Впрочем, по словам директора оркестра, филармония никогда не стояла на месте, продолжая развиваться, потому в прошлом концертного зала, как и в настоящем, не было значительных темных полос.
– Не могу пожаловаться на то, что наши артисты и музыканты не востребованы сегодня – очень востребованы. Например, на концерты симфонического оркестра нет ни одного свободного билета – зал обычно переполнен, – констатирует Николай Петюк.
На строительство запорожского концертного зала им. Глинки в свое время было выделено 10 миллионов рублей. В здании запланировали два зрительных зала: на 400 и 800 мест, а первые зрители вошли в 1953 году. Собственно, за всю свою историю Запорожская филармония претерпела лишь две значительных реконструкции – в 79-м и 2008-м. Стоит отметить, что ремонтные работы в здании, начавшиеся в 2008-м, не закончены и по сей день. Не прошло и года после ремонта, а в зале начала обваливаться лепнина с потолка, стали разрушаться колонны при входе. В 2012-м было принято решение о капитальном ремонте концертного зала. В ходе ремонта филармония получила новое «лицо» – фасад обновили и укрепили, не изменив его исторического вида. Также были заменены кровля, внутренние коммуникации, облагорожена территория при концертном зале. На работы было потрачено 12 млн грн.
– Ремонт в филармонии продолжается и по сей день, потому как пять лет назад был выполнен наружный ремонт, а внутри, по сути, ничего не делали. В сущности, ремонтные работы никак не должны повлиять на звук – это однозначно. До этих работ был только ремонт 79-го года. Тогда мы полностью освободили здание, нас развели по другим концертным залам, и здесь делали ремонт до 1980 года включительно. Еще раз отмечу, что ремонт делался с учетом оригинальной акустики, – говорит Николай Петюк.
Сейчас запорожский концертный зал считается одним из лучших среди стран бывшего Союза. В нем есть два зрительных зала: большой концертный зал на 772 места и камерный на 99 мест.
– Мне пришлось повидать много концертных залов в филармониях стран бывшего СССР, но равного нашему просто нет – у нас самый красивый концертный зал, а в акустическом плане – один из лучших в Европе. Об этом говорят артисты высокого уровня, которые приезжают к нам из других стран.
Сейчас в филармонии меняют коммуникации, продолжают совершенствовать сцену, делают новый свет и звук, а также потолок. Однако, по словам директора симфонического оркестра, это никак не мешает работе артистов.