
Татьяна Алехина, переселенка из Донецка, работает социальным работником в запорожском благотворительном фонде «Сподівання». С начала военного конфликта в зоне АТО она сумела помочь многим нуждающимся в формировании у подрастающего поколения приверженности к здоровому образу жизни, некоторым – подготовиться к ответственному родительству, кому-то – в профилактике того, что мешает молодежи жить полноценной жизнью: ВИЧ, СПИДа и наркомании.
Татьяна рассказала журналистам РепортерUA о том, что она еще до событий в зоне АТО помогала людям, ведь имеет образование медсестры широкого профиля. После начала войны женщина с семьей покинула родной Донбасс. Вначале вместе с 13-летним сыном и семьей брата они выехали в Бердянск.
-
Вдали от дома: как живут переселенцы в модульном городке Запорожья. Фото
-
Запорожцев просят помочь онкобольному парню из зоны АТО. Фото
В Запорожье я восстанавливала паспорт в течение полугода
− Мы приехали из Донецка летом 2014 года. Мы жили недалеко от Марьинки, от нас где-то 3–5 километров. Выезжали уже под обстрелами, во вьетнамках и шортах. Были тогда в огромном испуге. Когда мы приехали в Бердянск, был большой наплыв людей, нас поселили уже знакомые, которые до этого за пару дней выехали. Думали, что все скоро закончится. В Бердянске мы пробыли месяц. Брат когда-то жил в Запорожье, здесь у него были друзья и знакомые − нас приняли здесь, − вспоминает Татьяна.
В Бердянске женщину обокрали: украли сумку с документами, деньгами, банковскими картами. Но и тут она не упала духом.
− Прибыв в Запорожье, я восстанавливала паспорт в течение полугода. Все это время жила у брата – не могла найти ни квартиру, ни работу. Подрабатывала. Я медик по образованию − делала уколы, капельницы, работала сиделкой. Все это время работала волонтером, − говорит Татьяна. − С первого дня, даже без паспорта, я помогала другим людям. Позже я пыталась вернуться домой, устроилась обратно на свою работу, медсестрой в поликлинику № 27.
Однако надолго на родной земле Татьяна не задержалась, уже через пару недель им с сыном снова пришлось бежать в Запорожье.
− Мы попали под серьезный обстрел. Я увидела своего ребенка с выпуклыми венами на шее, и на следующий день мы вернулись обратно. Мы там пробыли две недели. Я не смогла рисковать здоровьем и жизнью ребенка. Я собрала вещи и вернулась сюда. Продолжала работать волонтером. Далее подала в фонд резюме, и меня отобрали. В ноябре стартовал этот проект по работе с переселенцами, который продлился четыре месяца. После мне предложили должность социального работника.
Как рассказала президент благотворительного фонда «Сподiвання» и по совместительству начальник Татьяны Наталья Доценко, это один из фондов, который работает уже 17 лет.
− Мы активно работаем, предоставляем услуги по здоровому образу жизни, по профилактике опасных заболеваний, все, что касается СПИДа. Работаем с общим населением: школьники, студенты, педагоги и врачи. Работаем с уязвимыми группами, которые затронуты социально опасными заболеваниями. Что мы имеем в виду? Это ВИЧ-инфекции с конечной стадией СПИД. Люди, живущие с этим статусом, люди, которые употребляют наркотики, которые являются самой уязвимой группой. Также женщины, которые предоставляют сексуальные услуги. Мы работаем с теми, кто выходит из мест лишения свободы, попадая туда в свое время тоже за статьи по распространению и хранению наркотиков. Активно начали работать с группой внутренне перемещенных лиц, когда только начался поток беженцев, в начале лета 2014 года. У нас были ребята, которые приезжали в комнатных тапочках. Они в чем стояли, в том и приехали. Это люди такие же, как и у нас, только они приехали из тех областей, которые вынуждены были покинуть. Они приезжали с карточками, которые действительны по всей Украине. Когда человек предъявлял такую карточку, то мы понимали, что ему мы должны оказать помощь, чтобы не давать возможность распространить в другие виды населения. У нас по такой карточке ребята получают чистый шприц, салфетку, презерватив, некоторые лекарства, перевязку для профилактики болезней.
Если бы на тот момент меня кто-то взял в свои руки, то это было бы намного проще и быстрее
Фонд помогает пройти переселенцу путь по разным инстанциям, помогает закрыть все потребности, стать полноправным жителем Запорожья на тех условиях, которые позволяет государство, то есть получить справку, жилье, помочь с гуманитаркой и так далее.
Наталья Доценко отмечает, что Татьяна Алехина была одним из активных участников этого проекта.
− Все те навыки, которые Таня получила в проекте по работе с ВПЛ, очень хорошо пригодились ей в работе. Нужно уметь находить с людьми контакт, понимать их психологическое состояние на момент того, когда человек говорит о своей проблеме. А целевые группы, с которыми сейчас Таня работает, – они не стоят и не ждут, пока к ним кто-то придет, они в движении. Здесь взаимная подпитка одного проекта другим, и в результате мы имеем такого профессионального соцработника, который делает свою работу.
Как говорит сама Татьяна о проекте, в него включалась помощь внутренне перемещенным лицам, а также интегрирование человека в общество.
− То есть самое первое – это когда человек приезжает, как я, без документов. Если бы на тот момент меня кто-то взял в свои руки, то это было бы намного проще и быстрее. Но это был 2014 год, и никто не знал, что с этим делать. Сейчас это сопровождение человека, консультации, информирование, − рассказывает переселенка. − Есть бабушки, есть мамочки, которые не совсем могут излагать свои просьбы и мысли. Тогда идешь с этим человеком в разные инстанции. Плюс ко всему школа или садик: мама хочет туда, а мест нет, – тогда поднимаются другие связи. В таком виде помощи нуждаются люди. Проект уже закрылся, но переселенцам нужно помогать.
Как кто-то сказал: «Найди себе работу по духу, и ты ни одного дня не будешь работать»
Сейчас Татьяна с сыном снимают квартиру в Запорожье. На данном этапе ее устраивает жизнь, однако она скучает за родными и близкими, которые остались на Донбассе. Скучает за работой по своей специальности, хотя и отмечает, что новая ее работа – это тоже своего рода помощь людям.
− Меня все устраивает, но, конечно, хотелось бы надеть свой белый халат. Как кто-то сказал: «Найди себе работу по духу, и ты ни одного дня не будешь работать», − делится с нами женщина. − Сейчас я социальный работник проекта «Надихаємо життя», который связан с людьми, которые оказались тоже в сложной тяжелой ситуации, употребляющие наркотики люди. Среди таких тоже есть переселенцы. У меня есть два человека из зоны АТО. Девушкам, оказывающим сексуальные услуги, раздаем информационные наборы, мотивационные наборы, тестируем каждые три месяца на ВИЧ, сифилис, гепатит, заботимся о их здоровье, если нужно посетить врача-гинеколога, то ведем их туда.
По ее словам, такие люди идут на контакт, они все понимают, но все равно живут своим привычным способом. Специалисты фонда перенаправляют их к психологу, оказывают юридические консультации, предоставляют наблюдение у врача. Однако человек делает выбор сам.
Запорожье мне нравится, но если война закончится, то я быстро уеду домой
Покинув Донбасс, Татьяну с сыном уже несколько лет не покидает надежда на скорое возвращение.
− В дальнейшем хотела бы вернуться домой. Запорожье мне нравится, но если война закончится, то я быстро уеду домой. Там у меня есть квартира, родители. В гости не езжу к родителям, они молодые, а вот свекровь и свекор остались одни, я стараюсь помогать и почаще ездить, хотя бы раз в полгода выбираюсь с ребенком, чтобы они на нас посмотрели, − говорит Таня. − Для каждого человека самый родной − это твой город. На сегодняшний день в Запорожье я не вижу минусов, меня принял город, приняли люди… Хотя был один человек, который сказал мне: «Как вы тут все надоели, переселенцы», но из-за одного человека я не должна менять свой взгляд на окружающих и город.
Татьяна отмечает, что ей с семьей хотелось бы, чтобы в Запорожье было больше благоустроенных парков, где можно было бы погулять с ребенком или собакой.
− Сейчас возле моего дома делают аллейку. Мне нравится этот тихий и спокойный город, − говорит Татьяна.
Из любимых мест в Запорожье женщина отмечет Хортицу.
− Там прекрасно. Мы рядом живем. Куда-то ехать далеко, а там можно погулять с ребенком и собакой. Мнение моего ребенка, что нужно сделать в городе два «Макдоналдса». Но это не мое мнение, − смеется Таня. − У нас уже очень много друзей в Запорожье. Мы с сыном переживаем, как мы бросим всех. Это уже как семья.
РепортерUA продолжит рассказывать истории людей, которые уже долгое время находятся вдали от дома. Если вы желаете поведать о своих знакомых, друзьях, которые являются переселенцами из Донбасса или Крыма, пишите нам на редакционную почту: reporterzp@gmail.com.