Вчера, 18 декабря было принято решение о национализации крупнейшего банка Украины – «ПриватБанка». О том, кто выиграет после перехода банка в госсобственность, а кто проиграет, рассказал бывший министр финансов Украины Виктор Суслов, пишет издание Journalist.today.
– Считаете ли Вы правильным решение передать «ПриватБанк» в госсобственность?
– Это неизбежное решение. Но все дело в том, как этот процесс провели, а главное – за чей счет? Национализацию можно проводить по-разному. И то, что эта национализация готовилась долго – не случайно. Известно, что были длительные переговоры с собственниками банка, и сегодня уже всем ясно, что этот процесс происходил на самых выгодных условиях в первую очередь для собственников. Также, мягко говоря, эти условия невыгодны для государства.
– Что теряет государство в этой ситуации?
– Правительство взяло на себя обязательство восполнить утраченные средства банка на сумму 150 миллиардов гривен. Эта сумма и есть цена национализации. А кто заплатит? Схема такая, что Министерство финансов выдаст свои долговые обязательства, ценные бумаги сроком на 30 лет. И все это Минфин внесет в уставной фонд «ПриватБанка». Соответственно, НБУ обязуется эти бумаги выкупить и передать банку эту сумму в гривнах. Насколько мне известно, то первый транш, который получит «ПриватБанк», будет порядка 47 миллиардов гривен. Это огромная сумма.
Другими словами, на языке экономики, «ПриватБанк» будет национализирован и рекапитализирован за счет денежной эмиссии Национального банка Украины. Иначе говоря, за эту национализацию заплатят все граждане. Это инфляция, рост цен, обесценятся гривневые сбережения, которые есть в других банках.
– Существует ли другая схема национализации?
– Другая схема – это заставить платить тех, кто вынул эти деньги из банка. Не хватает 150 миллиардов гривен. Кто-то же в этом виноват? Существует много фирм и организаций, которые получили в «ПриватБанке» крупные кредиты и их не вернули. Сейчас говорят, что новое руководство банка будет заниматься возвратом средств. Да, оно будет это делать, но об этом не сказано ни слова, ни от Министерства финансов, ни от НБУ, ни от президента. А ведь ни один банк в стране еще не получал такую масштабную финансовую помощь от государства и не «оздоравливался» по такой схеме.
– То есть именно гражданам придется выплачивать долг в размере 150 миллиардов гривен из своих кошельков?
– Выплачивать не прямым образом, а как раз за счет роста цен, падения национальной валюты, обесценивания своих вкладов и денежных доходов. Нужно понимать, что нельзя просто так, условно говоря, напечатать деньги, чтобы это осталось незамеченным. Таких волшебных методов нет. Поэтому руководство пошло на такой беспрецедентный шаг, и я согласен со многими экспертами, которые говорят, что за столь выгодными условиями национализации должны находиться серьезные политические договоренности на самом высоком уровне. Возможно, там есть пакет договоренностей, в которые включен не только «ПриватБанк».
– Кто выигрывает в этой национализации?
– Прежде всего, это вкладчики. Потому что иначе у них могли бы возникнуть проблемы с возвратом своих вкладов. А сейчас таких проблем возникать не должно, потому что НБУ даст деньги «ПриватБанку», который будет выполнять обязательства и по вкладам, и по текущим счетам. На сегодня система «Приват24» работает, все идет без сбоев. Поэтому не думаю, что вкладчики почувствуют какие-то неудобства. Но в таком исключительном положении оказались вкладчики только «ПриватБанка».
–А как это повлияет на вкладчиков других банков?
– Вкладчики других банков могут выказывать свое недовольство, потому что им вклады не возвращают. А где возвращают – это происходит в пределах определенных сроков и сумм. В «ПриватБанке» государство берет на себя обязательство – гарантировать любые суммы всем вкладчикам. Люди могут держать миллионы в этом банке, которые им могут вернуть. Это конечно отражает некую несправедливость, а также отсутствие некой единой государственной политики. А с другой стороны, этот банк в действительности является важным для страны.
– В заявлении президента прозвучало, что он подал законопроект в Верховную Раду о дополнительных гарантиях вкладчикам «ПриватБанка», которые подобны гарантиям вкладчиков «Ощадбанка».
– Как известно, для вкладчиков «Ощадбанка» по закону действует привилегия – полная государственная гарантия по вкладам, независимо от суммы этих вкладов. И если такая привилегия будет существовать и для «ПриватБанка», то это в какой-то степени нарушает конкурентные условия на банковском рынке. Это вызовет отток средств в «ПриватБанк», ведь он находится в куда лучших технических условиях, нежели «Ощадбанк». И, соответственно, для других банков это может вылиться в потерю вкладчиков и новые проблемы. Таким образом, возможно, продолжится процесс монополизации банковской системы Украины.
– В какой ситуации окажется национальная валюта?
– Гривна будет стремительно падать, и, очевидно, мы уже не выйдем на показатели, которые планировались на следующий год. Эмиссия в сумме 150 миллиардов гривен будет реализовываться в течение не одного года и постоянно будет оказывать свое воздействие на падение национальной валюты. Это тоже будет плата за избранную схему национализации.