Что мы представляем, когда речь идет об архивах? Пыльные полки, на которых лежат толстые фолианты, или папки с надписями «Дело №» и с обязательным красным штампом «Совершенно секретно». РепортерUA решил посмотреть, что же действительно представляет из себя современный архив и как он устроен.
Большинство материалов в СМИ, связанных с архивным делом, зачастую ограничиваются описанием древних книг, газет и прочих редких записей, которые могут привлечь внимание читателей. При этом совершенно упускается из виду то, как эти документы хранятся и чьими усилиями сохраняются. Итак, начнем сначала.
Для того чтобы познакомиться с архивным делом, мы обратились к директору Государственного архива Запорожской области Александру Сергеевичу Тедееву. Именно он любезно согласился не только показать, как работает учреждение, но и сам выступил в качестве гида. Естественно, первое, что хотелось увидеть, – это место, где хранятся архивные документы. По дороге туда мы расспрашивали Александра Тедеева об архиве и принципах его работы. И, конечно же, как и у большинства обывателей, первым вопросом, который у нас возник, был вопрос о секретных документах.
− Александр Сергеевич, вопрос, который Вам, наверное, задавали уже десятки, если не сотни раз. Есть ли в архиве секретные документы или документы с ограниченным доступом?
− Конечно, есть, 0,35% от общего количества документов. В основном это документы, связанные с оборонными предприятиями, некоторые документы исполкома, сроки хранения которых еще не истекли. Также есть еще мобилизационные документы, к ним доступ также ограничен. На сегодняшний день мы практически не комплектуемся такими документами, а те, что есть, постепенно рассекречиваем каждый год. Например, в прошлом году мы рассекретили 700 дел, а осталось рассекретить еще 7 тысяч. Делается это не так легко, − рассказал Александр Тедеев.
− А в чем заключается сложность?
− Дело в том, что эти документы засекречивали не мы, а соответственно, чтобы их рассекретить, существует целая процедура. Мы должны найти хозяина документов, который разрешит их рассекретить. К тому же рассекречивание проходит подокументно, а не все вместе одним делом. Это трудно, сложно, но мы это делаем. Хочу сказать, что эти документы не представляют интереса для общественности. Это документация в основном специфическая и узкопрофильная. Те документы, которые представляли интерес для общественности, мы рассекречивали еще в 80-х годах. Это документы повитовой рады, контрреволюционных правительств и тому подобное, − объяснил Александр Сергеевич.
− А как обстоит дело с партийным архивом?
− Партийный архив, который был передан в 1991 году, был рассекречен весь и сразу. Сейчас он находится в свободном доступе, − таким был ответ.
Далее мы подошли к одной из секций архива. Для начала следует понимать, что на каждом этаже, в определенной его части, хранятся документы, которые относятся к той или иной теме. Отдельно находятся метрические книги и записи из загсов, отдельно записи городских и районных советов и так далее. Документы также структурируются по датам. Для каждого архивного фонда было определено свое место. Само понятие «архивный фонд» расшифровывается как совокупность документов по одному предприятию или организации. В Запорожском областном архиве хранится более семи тысяч восьмисот фондов, или же более 2 миллионов документов. Можно представить себе тот громадный массив информации, с которым приходится работать сотрудникам.
Казалось бы, для работы со всеми этими документами нужны десятки, если не сотни людей.
− Сколько людей работает в архиве на сегодняшний день?
− В 1991 году, когда нам передали бывший партийный архив, здесь работали 86 человек. После этого штат понемногу начали сокращать. Но и мы одновременно с этим компьютеризировались, а также начали принимать мультимедиа-технологии. На данный момент у нас работает 45 человек. И такая же ситуация сложилась и в других областях, например, в Днепропетровской, где штат также 45 человек. В принципе, для хранения документов этого достаточно, а вот для того, чтобы их широко использовать – недостаточно. Вот, например, мы раньше делали выставки с презентациями. Сегодня это в основном работа в читальном зале и работа с сайтом, на котором сейчас много выставок. Конечно, хотелось бы лучшего, чтобы было больше специалистов, − поделился Александр Тедеев.
Следующее, что нас заинтересовало, это как в здании архива удается поддерживать нужные условия для хранения документов. Ведь у бумаги много врагов – это и сырость, и низкая температура, и всевозможные вредители. Как оказалось, существует целая система, призванная поддерживать в помещениях с документами нужную влажность и температуру. Наблюдение за этим ведется постоянно.
По словам Александра Тедеева, сейчас установка вентиляции включается не часто, слишком дорого стоит электроэнергия, поэтому зачастую помещения проветривают с помощью специально сделанных окон. Основным критерием для максимально качественного хранения фондов является не только определенный уровень влажности, но и отсутствие резких перепадов температуры.
Однако, как бы ни старались работники архива сохранить все в целости и сохранности, есть одна вещь, с которой не могут справиться даже они, а имя ей – время. Рано или поздно очень старые документы необходимо реставрировать. Именно поэтому следующим местом, куда мы попали, оказалась реставрационная комната. Как объяснил Александр Тедеев, процесс реставрации и поддержания фондов в надлежащем состоянии происходит постоянно. При этом делается вся эта работа вручную.
Однако даже этот кропотливый труд не может сохранить документы на очень долгий срок, да и не каждый имеет возможность приехать в областной архив для того, чтобы получить нужную информацию. Именно поэтому все фонды постепенно переводят в цифровой вид. Ранее нечто подобное уже делалось, однако тогда носителями служили микрофильмы, и использовалась для этого спецтехника.
Сейчас для этих целей используется специальный сканер, благодаря которому документация переводится в цифровой формат. Такой подход позволяет не только сохранить фонды, но и облегчить к ним доступ со стороны всех, кто ими интересуется. Но работа это длительная и кропотливая, на оцифровку каждого фонда уходит немало времени. На данный момент некоторые документы можно найти на сайте Государственного архива Запорожской области.
Тем временем руководитель учреждения продолжил экскурсию и показал ту самую установку, благодаря которой вентилируется все это огромное здание.
− А где же хранятся архивные документы СБУ, МВД и прокуратуры? Их также передают вам на хранение?
‒ Есть архивы центральных исполнительных органов власти, они по закону о Национальном архивном фонде должны постоянно хранить документы у себя, не передавая их в другие архивы. Это касается СБУ и МВД. Многие люди, когда приходят к нам, задают такие вопросы. Мы стараемся проконсультировать их и объяснить ситуацию, ‒ рассказал Александр Тедеев.
‒ А какого рода документы получает архив?
‒ Ну, во-первых, следует помнить, что мы получаем не все документы, которые существуют у нас в области. В первую очередь нас интересуют те, которые представляют историческую ценность. Например, документы, касающиеся зарплат людей или работы каких-либо предприятий, мы зачастую не храним. Исключения составляют разве что партийные (времен СССР. ‒ Прим. авт.) или древние бумаги. В остальных случаях, согласно закону о местном самоуправлении, хранение таких документов ‒ преференция местных властей. К тому же в перечне хранения документов, которые находятся в нашем ведении, четко указано, что мы не занимаемся хранением документов какой-то ограниченный срок, а многие из них должны храниться лишь ограниченный отрезок времени, 70 или же 20 лет. Мы берем бумаги на постоянное хранение, ‒ объяснил Александр Сергеевич.
Мы добрались до подвала, где находился тот самый агрегат, позволяющий вентилировать восьмиэтажное здание. Для всего этого оборудования можно также докупить специальные блоки, регулирующие уровень влажности в помещении, но это опять-таки вопрос финансирования архива в Запорожской области.
‒ Александр Сергеевич, а хранятся ли в вашем архиве документы 30-х годов XX века, в которых содержатся данные о репрессированных или расстрелянных людях? Ведь именно на этот период приходятся репрессии и расстрелы на территории бывшей УССР.
‒ Часть подобных документов хранится в СБУ. Часть документов касательно людей, которые были реабилитированы и судебное производство по делам которых закончено, были переданы нам. Они хранятся во втором корпусе, это приблизительно 12 с небольшим тысяч дел на 15 с небольшим тысяч человек. Документы, хранящиеся в СБУ, зачастую касаются людей, которые не были по тем или иным причинам реабилитированы в свое время. Кроме того, сейчас уже создан Институт национальной памяти, который уже получил право на хранение документов репрессивных органов того периода. Я думаю, что этот процесс будет продолжаться, ‒ рассказал Александр Тадеев.
Пока мы выходили из подвала, на одной из стен заметили подробный план здания, составленный на случай эвакуации. Он натолкнул на мысль о том, а где хранятся планы, по которым строился сам город на пике индустриализации в 20-е ‒ 30-е годы, промышленная его часть и плотина Днепрогэс?
‒ Эта информация хранится у нас, но не только у нас, так как планы строительства промплощадки и других объектов в Запорожье разрабатывались и в Харькове, и в Москве, и в ряде других городов. Но вот, например, фонд «Днепростроя» (документы о строительстве Днепрогэса. ‒ Прим. авт.) хранится у нас, но у него подразделения были от Москвы и Петербурга и до Беларуси. Тем не менее наш фонд днепровского строительства с 1927 года по 1934 год в этом отношении является едва ли не самым лучшим. Он содержит несколько тысяч дел, в том числе и документы более раннего периода, так как гидрологические исследования проходили там с 1913 года. И раньше, и сейчас этот фонд используется очень и очень широко. То же касается и фондов строительства практически всех промышленных гигантов Запорожья, ‒ пояснил директор Главного архива Запорожской области.
Как оказалось, именно в днепростроевских фондах есть упоминание о небезызвестном Льве Троцком. Том самом, которого в 1934 году в журнале «Под знаменем марксизма» назвали «политической проституткой», после чего у многих фамилия Троцкого, помимо ледоруба, начала ассоциироваться именно с этим выражением. Дело в том, что он был председателем комиссии по содействию «Днепрострою» и в 1925 году приезжал в Запорожье, чтобы выступить в горсовете. Теперь в архиве хранится та речь, которую он произнес в нашем городе более 90 лет назад.
Между тем мы подошли к читальному залу, где сотрудники архива подготовили целый ряд примеров документации, которая здесь хранится. А вот о том, что именно для нас приготовили и зачем сейчас люди приходят в архив, читатели РепортерUA смогут узнать в следующей части материала, которая запланирована к выходу на следующий вторник.