Накануне фестиваля немого кино в Одессе, нас заинтересовал вопрос качества тех фильмов, которые будут демонстрироваться на показах. Как рассказали организаторы, большинство старых фильмов, около 90%, безвозвратно утеряно. Остальные 10%, находятся в очень плохом состоянии. Их очень сложно отреставрировать из-за особенности пленки. Но постепенно процесс восстановления идет, и украинские зрители смогут увидеть на фестивале несколько восстановленных шедевров. В связи с этим, «РепортерUA» попросил рассказать, французского киноведа, историка украинского кино Любомира Госейко, об отношении к раскрашиванию старых черно-белых лент.
Сейчас, стало модным во время реставрации фильмов не только их сохранять, но и расскрашивать. Существует ли такая тенденция за границей?
- Мы уже отошли от нее, во Франции. Вы представьте себе, как можно реставрировать в цвете «Землю» Довженка? Ноль! В свое время были раскрашен американский фильм «Самый долгий день». Это очень хороший фильм. Это тот фильм, который видели десятки миллионов французов. Потом по телевидению ее в раскрашенной версии показали – никто не хотел смотреть. Посмотрели две секунды и переключили.
А когда была в моде эта тенденция у вас?
- Ну, где-то 10 лет тому назад.
Так что, можно сказать, что мы отстали на 10 лет в кинотехнологиях?
- Нет, ни в коем случае! Нужно только двигаться. Нужно, что бы было несколько человек, которые способны совершить этот подъем. Я уже вижу таких людей. Дело в том, что, когда украинец делает шаг в сторону какой либо цели, то тут же он делает два шага назад.