
Ежедневно из-под земли достают десятки тысяч тонн угля. Об этом заявляют в Управлении государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями. В прошлом году правоохранители ликвидировали 163 копанки, но их снова открывают. Еще в начале года на этом месте велась незаконная добыча угля.
По словам работников, в среднем из «копанок» добывалось 15 тонн угля в сутки. Три месяца назад на место выехали правоохранители. Стволы засыпали, осталось только брошенное оборудование. Но через дорогу, буквально в нескольких метрах, работает еще одна нелегальная шахта. Даже слышно звук работающего двигателя.
Несколько горняков выдают на-гора очередную порцию «черного золота». На импровизированном корыте на поверхность вместе с углем лебедка «вытягивает» и самих шахтеров. «Это уже 23 подъем этой смены», - признаются рабочие. На зарплату не жалуются. Говорят, что хозяин не обижает, рассчитывается после каждой смены. А работают здесь от безысходности, да и «живая копейка» всегда в кармане.
Валерий – работник «копанки»: «Нормально, пока не жалуемся, можно работать. А на производстве куда идти?»
Правоохранители утверждают, что постоянно отслеживают возникновение подобных нелегальных шахт. Однако бороться с ними очень сложно. Штрафы за незаконную добычу угля – меньше полторы тысячи гривен. А собственники в месяц зарабатывают в 100 раз больше. Милиции же ликвидация одной «копанки» обходится в 10-15 тысяч гривен.
Начальник управления государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями Вячеслав Писаренко:
«Во-первых, задействуется большое количество людей. Это личный состав нашей службы, привлекается оперативно-следственная группа, которая может быть больше нужна была бы на другом месте происшествия. Сам способ документирования: нужно привлечь кучу техники, нужно все это закопать. Нужно все взвесить, оценить, этот уголь, добытый в незаконных условиях, хранить. Затраты очень большие».
Только с начала этого года возбуждено более 40 уголовных дел. Но привлечь к ответственности можно только собственника. Для этого его еще нужно найти. Выход из создавшейся ситуации правоохранители видят в получении лицензии. «Однако на оформление всех документов может уйти больше года», - признаются специалисты. Кроме этого, вряд ли черные дельцы захотят их получать. Зачастую условия работы шахтеров не соответствуют положенным требованиям, техника безопасности не соблюдается. За счет этого и себестоимость такого угля значительно ниже, чем на шахтах.
По мнению Вячеслава Писаренко, в данный момент нету законодательного регулирования, но есть спрос на уголь и есть порядка 15 тысяч шахтеров, которым нужно добывать себе на кусок хлеба.
Массовое открытие «копанок» началось в 2003 году. А законы, регулирующие добычу полезных ископаемых, принимались еще вначале 90- х. И сегодня они просто не соответствуют действительности. «Поэтому наказывать «черных предпринимателей» за добычу полезных ископаемых почти невозможно»,- считают в инспекции Государственного экологического контроля.
Начальник Донецкой инспекции Государственного экологического контроля Вера Флоринская – :
«Возникла такая правовая коллизия, что вроде это не полезные ископаемые, т.е. они не включены в фонд месторождений государственный. Оно не является полезным ископаемым общегосударственного значения. В связи с этим нельзя применить к тем, кто ведет такую добычу, соответствующие меры. Т.е применить те статьи уголовного кодекса, которые могли бы быть применены, если бы добывали полезные ископаемые общегосударственного назначения».
«Чтобы борьба с существующими «копанками» была более эффективной,- говорят специалисты, -нужно изменить законодательную базу». Разработать методику расчета нанесенного ущерба государству, не возвращать изъятое оборудование. И главное – значительно увеличить штрафы. Если сумма наказания будет равняться месячной прибыли, вряд ли предприниматели захотят заниматься этим бизнесом, считают правоохранители, сообщает ТРК "Юнион"