В субботу, 6 ноября, в Запорожье состоялся фестиваль индийского танца. Яркое и эстетически-незабываемое событие прошло в нашем городе впервые. Как рассказала «РепортерUA» организатор фестиваля и руководитель группы индийского танца в центре развития «Анаэль» Надежда Дмитренко, праздник гармонии и медитации в движении прошел вполне успешно, несмотря на то, что у организаторов присутствовало естественное волнение по поводу проведения мероприятия подобного масштаба.
- Конечно, все мы волновались, поскольку события такого масштаба еще не проводили. У нас в группе около 9 человек, и готовили мы 9 танцев. У нас была самая обширная программа, поскольку мы – организаторы и ответственны за сам фестиваль. Остальные группы танцевали по 3-5 танцев. Я готовила наших девочек меньше года. Это не так уж и много, поскольку для того, чтобы овладеть необходимой техникой, пластикой, изучить классический танец, а также вжиться в эту роль, порой бывает необходимо больше жизни, - говорит преподаватель индийских танцев.
На фестиваль индийского танца в Запорожье приехали участники из Днепропетровска (2 группы), Харькова, Полтавы, Одессы, Севастополя, а также 3 группы из Запорожья.
На празднике было представлено несколько направлений индийского танца: классические направления, народные, а также индийская эстрада – Болливуд. Как говорит организатор Надежда Дмитренко, классический индийский танец является самым сложным, но, в то же время, ценным, таинственным и волшебным. Так, на фестивале в Запорожье участники представили бхаратанатьям — это самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Первоначально этот танец имел исключительно сакральное значение, поэтому различные позы танца высечены на стенах храмов на юге Индии — традиционного центра Бхаратанатьяма. Бхаратанатьяма исполнялся специальными храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Сюжеты танцевальных композиций составляли легенды о Божестве, в честь которого построен храм, описывали его подвиги в борьбе с демонами. Считалось, что в танце события снова переживались наяву, и их исход зависел от мастерства танцовщицы — для победы божества она должна была исполнить танец безукоризненно.
Также зрители познакомились с таким классическим индийским танцем, как катхак. Слово «катхак» означает «тот, кто рассказывает историю». В Индии герои и героини как народного, так и классического искусства, — боги и богини, короли и королевы. С древнейших времен сценические представления легенд с их участием являлись популярнейшей формой народного развлечения, а рассказчик или актер вскоре становился настоящим художником, постоянно совершенствующим свое мастерство в чтении стихов, пении и танце. Занятие этими видами искусства передавалось по наследству и могло снискать исполнителю и его роду славу и уважение. Катхак, как миниатюра, по характеру, имеет два измерения. Он охватывает пространство только прямыми линиями и не пытается создать эффект третьего измерения, столь характерного для рельефов Индийской скульптуры. В этом танце есть только движение вперед и назад. Человеческое тело принимается как прямая линия и есть всего лишь несколько отклонений от вертикальной медианы. Вес тела в начальной позиции танца равномерно распределен и колени не согнуты. Собственно, эта картина, изображенная человеческим телом «на плоскости пространства» и является той самой историей.
Еще одно направление классического танца – одисси. Как говорит организатор, одисси — одна из старейших и сложнейших в мире систем индийского танца. За два тысячелетия она прошла путь непрерывного развития. Стиль одисси возник в штате Орисса. Это очень грациозный, нежный, очень каноничный стиль. Его иногда называют индийским балетом. Стиль построен на двух основных позах: трибанги (тройной изгиб тела), символизирующая женское начало, и чоука (четыре угла), символизирующая мужское начало.
- Из народных танцев были представлены танцы штатов Раджастхан, Пенджаба и Махараштра. Самые легкие в обучении танцы – это болливуд. Также мы показали разновидности болливуда – это болливуд-модерн и секси-болливуд, - говорит Надежда Дмитренко.
Кстати, по словам руководителя и преподавателя запорожской группы, такой фестиваль может стать традицией для Запорожья, но непременно будет расширять свои рамки.
- Следующий фестиваль может пройти в нашем городе в конце марта – начале апреля, когда отмечается индийский праздник Холли. Данный фестиваль был просто показательный, а вот следующий может носить и соревновательный характер. Теперь мы смело можем сказать, что опыт у нас уже есть и праздник прошел на хорошем уровне, так что можно двигаться дальше, - говорит организатор.
Отметим, что Надежда Дмитренко – организатор мероприятия, она же преподаватель индийского танца в Запорожье – проходила обучение в Индии.