Бей-руби
23 января состоялся самый разрушительный набег запорожских вандалов на объекты коммунальной собственности в 2011 году: злоумышленники налетели на ландшафтный парк «Вознесеновский», где поломали деревья, кусты, малые архитектурные формы. Сумму ущерба оценили более чем в два десятка тысяч гривен. Такие серьезные набеги, по словам коммунальщиков, теперь происходят нечасто, однако, как говорится, редко, но метко. По крайней мере случаев, подобных тем, которые произошли в июне 2006 года, не было давно. Тогда вандалы "ураганом" прошлись по Аллее славы, Вознесеновскому парку, почти не оставив целых светильников и лавочек.
- Для охраны коммунальной собственности мы содержим в штате охранников, которые задерживают вандалов до приезда милиции, - рассказала «ИТ» замначальника коммунального предприятия «Титан» Инна Прус. – Основные места дежурства охраны – парк Победы, Вознесеновский парк и Центральный пляж. К сожалению, за всеми местами отдыха мы уследить не можем. Итог – случаи, подобные инциденту, произошедшему 29 апреля со «спаренными» фонтанами на бульваре Шевченко, в которые вылили пенообразующую жидкость. Восстановление работы фонтана и замена насосов обошлись нам в 20 тысяч гривен.
Сделать из фонтана ванну с пеной – вообще идея фикс для вандалов запорожского разлива: за три последних года, по словам коммунальщиков, в городские фонтаны около 40 раз выливали пенообразующие вещества. В августе 2008 года в руки милиции попался пенный фанат с целым мешком смеси, создающей пену: «эстета» задержали глубокой ночью в тот момент, когда он любовался творением своих рук на тех же «спаренных» фонтанах. Об ущербе для фонтана от такого рода креатива 28-летний запорожец, по его словам, даже не догадывался.
Неувядающей популярностью среди запорожских разрушителей пользуются также лифтовой и кладбищенский вандализм. Ломают лифты и разрушают надгробия как из хулиганских побуждений, так и для заработка: продают лифтовые механизмы, металлические ограды и таблички с могил. В кладбищенских погромах, по словам коммунальщиков, участвуют и сатанисты. Именно им приписывают полный разгром 29 могил на Капустяном кладбище летом 2009 года.
- В 2011 году в Запорожье зарегистрировано 98 фактов порчи коммунальной собственности. Лидируют здесь Ленинский, Шевченковский и Жовтневый районы, - рассказал «ИТ» замначальника запорожского горотдела милиции Андрей Долинный. – В 63 случаях были возбуждены уголовные дела. Это касается случаев, когда злоумышленники портили электрооборудование, лифты и воровали крышки от канализационных люков с целью заработать. На вандализм из хулиганских побуждений, когда ломаются лавочки или разбиваются светильники, приходится 28 зафиксированных случаев, когда в возбуждении уголовного дела было отказано либо из-за малой суммы ущерба, либо по другим причинам. Как правило, разбив урну или лампу, вандал большого ущерба не наносит и привлекается к административной ответственности. Стоит сказать, что количество таких случаев уменьшается. Правда, не потому, что горожане становятся культурнее. От крушения коммунальной собственности вандалов упреждают видеокамеры, установленные в рамках программы «Безпечне місто» в местах массовых гуляний, а также новая организация патрулирования города сотрудниками ППС и Внутренних войск.
Чаще всего, по словам правоохранителей и работников коммунальных служб, жертвами вандалов становятся предметы, которые легче всего повредить – урны, лавочки, плафоны уличных фонарей, иногда элементы детских площадок и оконные стекла. Покушаются и на новые мусорные баки. По словам директора КП «Ремондис-Запорожье» Андрея Козака, вандалы иногда пытаются поджечь не только пластиковые, но и оцинкованные контейнеры. Наказание за мелкий вандализм, как правило, не очень серьезное – штраф от 51 до 119 гривен по статье 173 Админкодекса. Если сумма нанесенного ущерба высока, можно нарваться на иск о его возмещении от коммунального предприятия, на балансе у которого был испорченный фонтан или парк.
Осквернение за идею
Особым подвидом порчи городского имущества в Запорожье является, так сказать, политический вандализм. Несмотря на то что наш город считается частью неформального «красного пояса» Украины, в Запорожье, в отличие от соседнего Донецка, политическая борьба между "правыми" и "левыми" силами ведется довольно активно. В политбаталии ожидаемо оказались вовлечены памятники советской эпохи, которых у нас в городе немало. Если представители «левого» лагеря называют порчу памятников той эпохи не иначе, как вандализмом, то «антисоветчики» так не считают, объясняя свои действия тем, что за увековеченными в камне личностями кроется множество преступлений против украинского народа.
- В конце 90-х годов прошлого века мы с единомышленником решили осуществить акцию против стоящего на площади Свободы памятника Дзержинскому, - рассказал «ИТ» житель Запорожья Юрий (имя изменено - ред.). Этот довольно безвкусный в архитектурном плане памятник оказался в Запорожье случайно. Изначально скульптор создавал его не для нашего города. К тому же Феликс Эдмундович известен как организатор массовых репрессий времен гражданской войны. Поэтому мы решили, что будет не лишним дополнить монумент некоторыми деталями, чтобы показать запорожцам истинный образ этого «великого» человека. Ночью я и мой единомышленник забрались на постамент и облили сапоги Феликса красной краской. Мы тщательно готовились к акции, продумали все до мелочей и совершили задуманное за 20 секунд. Правоохранители, насколько мне известно, активно искали совершивших этот «акт вандализма», но свидетелей нашего поступка не было. Феликс простоял в красных сапогах около суток, затем краску удалили.
Памятник Дзержинскому еще раз подвергся атаке около года назад. 6 мая 2010 года двое молодых людей раскрасили пах «крестного отца» ВЧК желтой краской, а на постамент добавили надпись «Где тут сортир?». Рисовальщики не были столь осторожны, поэтому стали легкой добычей милицейского патруля. Свои действия они попросили не связывать с политикой, объяснив свой «креатив» желанием пошутить.
В прямом смысле прогремела на всю страну история с бюстом Иосифа Сталина, нарочито вызывающе установленным запорожскими коммунистами на территории собственного обкома. 28 декабря прошлого года диктатору отпилили голову, а в ночь на 1 января текущего года и вовсе взорвали, прикрепив к монументу пакет со взрывчаткой. Тут уже подозреваемые в «вандализме» (или в отстаивании своих взглядов) обычной «административкой» не отделались, проведя по несколько месяцев в СИЗО - дело «рассыпалось», и организаторов подрыва не нашли. А вот свастику, которой неизвестные 16 июня прошлого года «забомбили» монумент «Тревожная молодость», иначе как проявлением вандализма назвать сложно.
(от рук вандалов пострадал в свое время и памятник "Тревожной молодости")
В прошлом году Запорожье, ко всему прочему, отметилось на ниве религиозного вандализма. Пострадали вырезанные из дерева языческие идолы на Хортице - 6 сентября их кто-то поджег, изрубил и выбросил в Днепр. Виновных снова-таки не нашли, хотя для язычников все очевидно: как гласят надписи на новых деревянных божках, прежних идолов уничтожили христианские фанатики.
Бытие определяет сознание
Идеи идеями, но какими высокими материями можно объяснить крушение лавочек и мусорных урн, которые никому не мешают? По мнению специалистов, все дело в низком уровне жизни, который нивелирует духовные и моральные ценности.
- Данных о том, что в любом обществе может быть определенный процент людей, склонных к вандализму, к сожалению, нет, - считает психолог, член Украинского союза психотерапевтов Вета Марченко. – Но есть очевидные факты на примере развитых стран. В бедных кварталах вандализм, насилие и воровство имеют гораздо больший процент, чем в кварталах, где живет средний класс. Очевидно, что более зажиточные люди могут тратить время и ресурсы на воспитание и образование своих детей, у которых формируются такие ценности, как культура, чистота и экология жизненного пространства, что и определяет для большинства отношение к окружающему миру – от скамейки до человеческой жизни. В среде же малообеспеченных людей постоянно существует неудовлетворенность своим положением, что накапливает внутреннюю агрессию, которая выливается в мир в виде вандализма и насилия. Идеальных обществ, конечно, нет, но минимизировать это явление можно, повысив социальные стандарты. Хотя внутрисемейное воспитание все равно останется на первом месте.
Впрочем, все дело не только в бытии, которое определяет сознание. Тяга к насилию вполне могла остаться в крови у многих запорожцев, пролетарские предки которых приехали в наш город не так давно на всяческие «стройки коммунизма», да так и остались. Правда, изначально «племена вандалов» с Востока прибывали в Запорожье, чтобы строить.
- В плане элементарных, привитых с детства норм морали и поведения наш город резко отличается в худшую сторону, - считает Андрей Долинный. – Когда в Запорожье создавалась промплощадка, в город на работу приезжали десятки тысяч представителей разных регионов СССР, причем во многих случаях – далеко не самых лучших. Теперь их потомки населяют Запорожье. У нас в городе есть микрорайоны и жилмассивы (например, в Заводском и Шевченковском районах) где судимые и ранее судимые граждане составляют около половины населения. Есть поселок ДД с высокой криминогенной обстановкой, есть Калантыровка, где еще с ХІХ века селились бывшие каторжники и ссыльные. Какие дети могут быть воспитаны в таких местах? Неблагополучные подростки со слабой духовной составляющей красуются перед такими же своими сверстниками хулиганскими поступками, разбитыми фонарями или сломанными лавочками, и не видят в этом ничего предосудительного. Хулиганский мотив, основанный на низкой духовной составляющей и часто подогретый алкоголем, дает в итоге сломанные урны и разбитые лавочки. Процесс воспитания в детском саду, школе или семье был упущен, и в итоге из ребенка вырастает то, что вырастает.
Образ уличного вандала как молодого человека с «рабочей окраины» рисуют и те, кому с ними часто приходится сталкиваться, – патрульные милиционеры. Впрочем, объявлять городские окраины местом компактного проживания вандалов тоже не стоит. Разделения районов на благополучные и не очень в Запорожье, в отличие от какого-нибудь Нью-Йорка, нет, и сломать урну хватит ума и у жителя центра города.
- В основном ломают «малолетки» в возрасте примерно до 20 лет, приехавшие в центр города погулять, - рассказал «ИТ» сотрудник патрульно-постовой службы милиции Дмитрий. – Приезжают с Кичкаса, Космоса, Шевченковского и Хортицкого районов, хватает и приезжих из населенных пунктов вокруг Запорожья. Гуляют и выпивают с друзьями, затем начинают меряться силами – кто быстрее вырвет штакетину из скамейки или вообще разломает, прыгая по ней, кто снесет мусорную урну одним ударом ноги. Бывало, даже двигали гранитные шары на бульваре Шевченко. Без алкоголя такие вещи не происходят почти никогда, так что «не понравиться» им может не только городское имущество, но и прохожие. Вандалы орудуют обычно глубокой ночью, когда вокруг почти нет людей. Чаще всего происходит так: кто-то один двинул ногой скамейку или урну, а к нему подключились остальные. На вопрос «Зачем?» чаще всего отвечают мычанием вроде «Та ну просто» или «Не знаю». Или говорят, что это алкоголь так подействовал.
Иногда болезнь проходит сама: жажда разрушения уходит вместе с завершением периода взросления и буйства гормонов, вызывая лишь сожаление о совершенных поступках.
- В то время, когда мне было 14-16 лет, для меня и моих друзей вандализм был чем-то вроде развлечения, - рассказал «ИТ» 27-летний запорожец Алексей Лазарев. – Было так захватывающе разбить где-нибудь стекло, например, во «вражеской» нам 28-й школе, и убегать со всех ног, воображая, что за нами гонятся. Или сломать лавочку, чтобы подраться на штакетинах, или поджечь урну. Где-то ближе к совершеннолетию желание сделать что-нибудь этакое исчезло, а потом, когда я уже учился в вузе, за свои поступки просто стало стыдно. Когда я вспоминаю свои «акты вандализма», не могу понять, что же мной тогда двигало. Стадный инстинкт, наверное. В то же время приходилось видеть, как мусорную урну на площади Фестивальной бьет ногой парень далеко не подросткового возраста, но, скажем так, «гоповской» наружности, не очень трезвый к тому же.
САМЫЕ НАШУМЕВШИЕ АКТЫ ВАНДАЛИЗМА
1913 год - старообрядец-иконописец Абрам Балашов три раза пырнул ножом картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
1914 год - суфражистка Мэри Робертсон порезала ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом».
1956 год - боливиец Уго Унгаза Виллегас бросил камнем в «Мону Лизу» и повредил ей локоть.
1972 год - со словами: «Я - Иисус Христос, восставший из мертвых» душевнобольной Лазло Тот ударил геологическим молотком статую Микеланджело «Пьета», серьезно повредив ее.
1974 год - американец Тони Шафрази написал красной краской на «Гернике» Пикассо фразу «KILL LIES ALL».
1974 год - японский турист бросил в «Джоконду» пузырек с краской.
1975 год - безработный учитель порезал ножом «Ночной дозор» Рембрандта.
1985 год - литовец Бронюс Майгис облил кислотой, а затем порезал картину Рембрандта «Даная» в Эрмитаже.
1987 год - рисунок «Мадонна с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» в Лондонской галерее был расстрелян из обреза.
1988 год - бездомный Ханс-Йоахим Больманн облил кислотой три картины Дюрера в «Старой пинакотеке» («Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа», «Скорбящая Мария»). Больманн получил прозвище «кислотный террорист», поскольку в общей сложности облил едким веществом 56 произведений живописи и графики.
1991 год - вандал, набросившийся на «Давида» Микеланджело с молотком, отколол статуе палец ноги.
1997 год - русский художник Александр Бренер изуродовал картину Малевича «Супрематизм», нарисовав на ней знак доллара.
1998 год - неизвестные проткнули карандашом три картины Матисса в Капитолийском музее.
2006 год - на картине художницы-абстракционистки Хелен Франкенталер (примерная стоимость - 1,5 млн долларов) осталось пятно размером с монету от жвачки, прилепленной на нее школьником.
2006 год - наступив на развязавшийся шнурок, посетитель музея Фитцуильяма в Кембридже разбил сервиз из трех китайских ваз династии Цин.
2007 год - посетитель музея Милуоки (США) ударил кулаком картину «Триумф Давида» Оттавио Ваннини, пробив большую дыру, а затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами.
Кстати...
Мировой опыт за последнее время обогатился немалым количеством методов борьбы с вандалами. Главное здесь - перенаправить ненависть и разрушительную энергию. Например, в Скандинавии придумали особые фонари: кидаешь в него камнем, и фонарь гаснет. В Германии рядом со значимыми памятниками ставят щиты для граффитчиков.