2 июня Союз казаков Украины «Войско Запорожское» на острове Хортица провел ежегодную традиционную поминальную Тризну - торжественный священный ритуал, в ходе которого современные наследники и продолжатели традиций сечевого днепровского «лыцарства» склоняют головы перед памятью своих героических предтеч.
У казачьей Тризны на о. Хортице есть ряд характерных особенностей, отличающих её от иных массовых мероприятий подобного рода. Почему день её проведения – всегда первая суббота лета? Дело в том, что это первый выходной, наиболее близкий по срокам к дате 4 июня. Ведь именно в тот день (15 июня по старому стилю) 1775 года по приказу императрицы Екатерины II 100-тысячное войско генерал-поручика Петра Текелия без боя взяло, а затем весьма вероломно разрушило укрепления и всю инфраструктуру последней на Днепре (т.н. Новой) Запорожской Сечи, Кош (центр управления) которой располагался близ устья реки Подпольной (район современного села Покровки под г.Никополем).
- После этого Сечь, в её исконном, классическом виде уже не смогла возродиться нигде и никогда. Поэтому 4 июня – это, безусловно, одна из самых скорбных дат в нашей национальной истории. Поэтому приурочить к ней проведение «календарной» мемориальной акции на Хортице было вполне оправданным, логичным шагом, - сообщает пресс-служба Казацкого Войска Запорожского Низового.
Кроме того, в первоначальном смысле слова «тризна» - это языческий обычай древних славян, которые считали, что души воинов, павших на поле брани, живые сородичи обязаны достойно проводить в потусторонний мир. Поэтому после сжигания тел погибших «воев» их соратники обязательно исполняли героические гимны, в которых восхвалялись добродетели и подвиги павших побратимов, а затем устраивали в их честь военно-спортивные состязания. Завершалась тризна совместной поминальной трапезой, дабы бессмертные души героев с радостью вознеслись в Правь (в райские обители, на небеса).
Есть данные, что обряд, подобный тризне, практиковали и сечевики. Особенно те из них, которые, подобно кошевому атаману Ивану Сирко, были т.н. «характерниками» - носителями тайных сакральных знаний, умений и навыков (в т.ч. и сугубо магических), дошедших из седых глубин праистории.
Принимая решение возродить древний славянский и казачий обряд тризны, старшина и весь личный состав нынешнего Войска Запорожского исходили из того очевидного обстоятельства, что, несмотря на явное влияние дохристианской старины на повседневные привычки и быт сечевого «Товарыства», наши славные предки определяли самих себя прежде всего как защитников и оборонцев Святой Веры Православной. Поэтому смысловым стержнем нынешней Тризны на Хортице являются: митинг-реквием (своего рода гражданская панихида) по всем казакам всех войск и всех эпохза веру, народ и Отечество живот свой положившим; заупокойная лития по их усопшим душам, которая совершается архиереем в сослужении войскового духовенства; освящение и спуск на стремнину русла Старого Днепра большого деревянного креста с положенным поверх него венком из цветов и зажженными свечами.
По завершении основной официальной церемонии проводится совместный парад (прохождение общим строем) подразделений Союза казаков Украины «Войско Запорожское», Международного союза казаков «Запорожская Сечь» и других. Возлагаются цветы к памятнику основателю первой исторически достоверной Днепровской Сечи князю Дмитрию Ивановичу Вишневецкому-Байде.
В этом году впервые парад открыли воспитанники Пластуновской сотни Запорожского центра казачьего военно-патриотического воспитания «Школа джур».
Продолжением Тризны стали бои «Лава на лаву», прошедшие в тот же день в парке «Дубовая роща».