12 марта балетная танцовщица впервые надела костюм под названием "пачка".
Пачка или tutu, как ее называют в танцевальном мире — юбка балетных танцовщиц.
Первую пачку сшили в 1839 году для Марии Тальони, великой итальянской балерины, по рисунку художника Эжена Лами. По другой версии, балетную пачку для дочери придумал балетмейстер Филиппо Тальони.
12 марта 1839 года на премьере балета Жана Шнейцхоффера "Сильфида" в Королевской академии музыки и танца зрители впервые увидели этот новый наряд.
Такую пачку иначе называют "шопенка". Это романтическая длинная юбка из фатина создает иллюзию полета, воздуха, свободы. Длинная юбка, с одной стороны, скрывает ноги балерины, не всегда правильной формы и длины. С другой – привлекает все внимание к стопам, которые тоже должны иметь правильную, если так можно выразиться, форму, например, высокий подъем.
Внешний вид пачки эволюционировал постоянно. Вначале это были длинные, увесистые костюмы, расшитые драгоценностями, со множеством юбок, панталон и прочих деталей. Со временем юбка становилась все короче, иногда строптивые танцовщицы нарочно укорачивали ее длину. Сегодня в балете можно встретить пачку длиной всего 32 см. Но обычно длина зависит от роста балерины и партии, ею исполняемой.
Сегодня пачки делают по старинке. На пачку из 8 слоев идет примерно 26 метров ткани. Затем их отдают декораторам. К расшитой пачке пришивают корсет. Век пачки недолог – примерно два месяца.
Само одеяние лишь только кажется воздушным и невесомым из зрительного зала. В реальности это достаточно суровая конструкция, в которой видны малейшие недостатки фигуры. В профессиональных кругах существует даже такое понятие как "непачковая балерина".
До того как Майя Плисейкая из гастролей в 1957 году привезла пачку на стальке (гибком ободе из стали, способном держать ткань), оборки юбки долго и нудно крахмалились перед каждым спектаклем.
Любопытно, что перед каждым выступлением костюмер поверх стальных крючков-креплений сшивает платье вручную. Иногда по несколько раз за спектакль. Да и кордебалетным танцовщицам частенько приходится танцевать в платье с «чужого» плеча, поскольку составы на спектакли меняются, а иметь свой индивидуальный костюм - прерогатива прима-балерины.
Еще более любопытна тенденция к минимализму в современном балете, иногда вплоть до полного обнажения на сцене. Так, например, удивляют зрителей танцовщики в спектакле "Жизель", поставленным Матсом Эком. Много шума пару лет назад было вокруг балета "Весна священная" на музыку Игоря Стравинского. Его поставил знаменитый балетмейстер Анжелен Прельжокаж. Маленькая пикантная особенность спектакля - балерина на сцене полностью обнажается.