Скоро Запорожский областной театр кукол отметит свой день рождения – 27 марта ему исполнится 74 года. Вот уже на протяжении многих лет театр работает для самых маленьких и дорогих зрителей.
Здесь всегда царит творческая и добрая атмосфера. Люди, которые создают сказочные кукольные спектакли, вкладывают в свою работу всю душу и, несмотря на разные финансовые трудности, не бросают свою работу. Ведь она приносит людям радость, позитив… она их сближает. Кукольный театр – это волшебный мир детства. Любой ребенок, приходя сюда, видит перед собой в первую очередь не просто игрушки в руках актеров, а уже живых персонажей.
Куклы не только учат детей хорошим поступкам, но и дарят веру в чудеса. Стоит отметить, что во многом это большая заслуга актеров и людей, благодаря которым кукла «рождается». Как же появляется на свет маленькое «живое» существо, которое разговаривает, смеется, плачет? Корреспонденты «РепортерUA» решили узнать, побывав в волшебной мастерской Запорожского областного театра кукол.
Итак, сначала идея рождается в голове режиссера, который придумывает, какой спектакль предстоит поставить. Потом уже формируются образы.
Как рассказал бутафор Запорожского областного театра кукол Сергей Богуславский, который работает в театре уже 18 лет, в театре существуют определенные системы кукол. Тростевые – когда кукла одевается на правую руку, в левую берутся тростья, в этом случае актера со сцены не видно – он находится за ширмой; планшетные – видны актеры, которые одеты в специальные костюмы и планшетная кукла за затылочек водится перед актером; жестко крепленные марионетки – она напоминает марионетку на веревочке, но в данном случае держится за штыри.
По словам Сергея Богуславского, кукла становится еще прекраснее, когда ее водит хороший актер.
– Все вместе создает такое впечатление, что ты забываешь о том, чьи руки ее водят, тебе кажется, что это действительно живое существо, – говорит Сергей.
Далее идею режиссера подхватывает художник и начинает творить – именно он рисует самих персонажей, декорации. Правда, это еще не завершение, ведь кукла должна быть похожей на живого человека. И тогда к работе подключается механика.
– Сначала куклами у нас занимается скульптор, который обязан вылепить голову будущего персонажа из пластилина, потом делает чертеж, на котором обязательно указываются движущиеся детали куклы, – рассказывает скульптор. – Далее их передают механикам, которые делают куклу смотрящей и говорящей. Механики делают рабочие глаза и гапит (механизированный скелет куклы). После куклу отдают в бутафоро-пошивочный цех. Там ей делают волосы и одежду – ну, а потом уже к художнику.
Людмила Зиновьева уже 10 лет работает художником в запорожском кукольном театре. Свою первую куклу она сделала еще будучи ребенком – в детской художественной школе.
– Я очень люблю тот процесс, когда кукла оживает на сцене. В этом есть какая-то магия искусства, – говорит художница. – Я люблю всех кукол, поэтому какой-то одной особенной у меня нет. Для меня они все прекрасны. Еще очень люблю разнообразие образов, поэтому пытаюсь создавать образы кукол так, чтобы они не повторялись.
Кажется, тяжело работать с куклой на сцене, но еще тяжелее ее создавать, ведь от этого зависит то, насколько актеру удастся передать смысл самого спектакля.
– Это не кажется таким тяжелым занятием, если ты любишь эту профессию. Тот, кто любит эту профессию – он не променяет ее ни на что другое. Больше всего радует то, что мы дарим людям позитив, способствуем сближению родителей и детей, – отметила Людмила Зиновьева.
Стоит отметить, что сегодня, 21 марта, кукольники всего мира отмечают свой профессиональный праздник – Международный День Кукольника.