Издание The Guardian отобрало десять самых запоминающихся автопортретов в истории фотографии. Каждый из этих снимков открывал новое направление в искусстве, а также показывал своего автора с неожиданно новой стороны.
Энди Уорхол «Автопортрет» (1981)
Технику фотокопии Энди Урхол использовал во многих своих трафаретных произведениях. Кроме того, он активно использовал Polaroid, при помощи которого создал около тысячи автопортретов. Самый известный из них – тот, на котором он изображён с взъерошенными волосами. Однако более содержательным является именно «Self-portrait in Drag», на котором он как бы пародирует самого себя.
Франческа Вудман «Провиденс» (1976)
Франческа начала фотографировать в возрасте 13 лет. Прежде чем выработать свой стиль, она создала сотни маленьких интригующих автопортретов. Этот несколько сюрреалистический и несколько зловещий снимок показывает, как она ищет себя в этом мире. Её тень лежит на полу отдельно от самого тела, свидетельствуя о некой хрупкости личности художницы.
Жиль Дули «Становясь историей: Автопортрет» (2011)
Этот пронзительный чёрно-белый снимок он сделал спустя девять месяцев после того, как подорвался на мине в Афганистане. «Идея этого фото пришла ко мне, когда я ещё находился в реанимации… тогда я назвал его «Искорёженная статуя», которая выглядит как отголосок античной скульптуры», - рассказывает художник.
Ипполит Байяр «Автопортрет утопленника» (1840)
Этот снимок был сделан почти за сто лет до того, как началась мода на концептуальную фотографию. При этом именно в таком стиле любили экспериментировать художники в середине ХХ века. Когда эта работа впервые была представлена на выставке, то её сопровождала подпись о том, что художник действительно утонул. Но на самом деле это было не так.
Виги «Автопортрет в полицейском фургоне» (1940)
До тех пор, пока не вышел первый альбом фотографий Артура «Виги» Феллига «Оголенный город» (1945), он влачил жалкое существование, фотографируя для местных газет дорожно-транспортные происшествия и места преступлений. Он прославился тем, что прибывал на место происшествия раньше полиции.
Джон Коплан «Автопортрет» (1984)
Творческую карьеру Коплан начал как искусствовед. Фотографией же он занялся лишь в 1979 году. «Я пытаюсь найти свою творческую идентичность», - объяснял он своё занятие. В своих работах он часто поднимал тему старения, смело экспериментируя с традицией классического портрета.
Триш Морриси «Хэйли Коулз» (2006)
Этот снимок входит в серию под названием «Край» (2005-2007). Этот цикл состоит из фотографий, сделанных на разных берегах Великобритании. Герои снимков – в основном семьи, живущие в тех краях. Однажды ей пришла в голову идея сфотографироваться в компании двух чернокожих людей так, словно они являются одной семьёй. В своих снимках она пытается рассмотреть природу семейных взаимоотношений.
Нан Голдин «Автопортрет в моей кровати с Милагро» (1988)
Как-то раз художница сказала: «Я фотографирую себя в моменты, когда моя жизнь меняется. Таким образом я пытаюсь отыскать точку опоры в происходящем». Этот снимок был сделан, когда она проходила курс лечения от нарко- и алкозависимости. Её лицо размыто, однако рука, которая твёрдо сжимает постель – в чётком фокусе. При этом на стене висит маленькое мексиканское распятие, которое обычно называют Милагро.
Ли Фридландер «Нью-Йорк» (1966)
1960-е Фридландер фотографировал окружающий его мир – неумолимо. Сегодня его снимки выглядят как бы случайными, но именно эта спонтанность показывает мир того времени как бы «без купюр», абсолютно честно. Художник ловил своё отражение в витринах, свою тень – на тротуарах и стенах, а свой силуэт – в отражении в лужах. Сегодня это смотрится очень метафорично.
Гиллиан Виаринг «Автопортрет в стиле моего отца Брайана Виаринга» (2003)
Британская художница Виаринг сделала серию автопортретов, в которых она гримируется под членов своей семьи: мать, отца, дядю.