"Главный сказочник Голливуда", "самый последовательный безумец современного кино" – это далеко не все звания, которыми окрестили Тима Бертона. Мир его фантазии настолько широк, что иногда просто не умещается в фильме, так что множество идей художника так и остаются лишь эскизами на бумаге.
Работу над своими фильмами он начинает с рисования. "Мне легче думать визуально, нежели вербально… это своего рода мой дневник. У меня так много рисунков скопилось, что я их даже не пересматривал никогда – просто рисовал один за другим", – объясняет аниматор.
Значительная часть его картин, макетов и других поделок родилась в то время, когда он работал мультипликатором на студии Disney. Тогда он рисовал «в стол», мало кому показывая свои работы, да и самостоятельно пересматривая их лишь в исключительных случаях. Сложно не заметить влияние на его творчество диснеевской анимации, которая, однако, не помешала ему выработать свой уникальный стиль рисования.
С самого детства художник несёт любовь к сказочным персонажам: "Мне нравились сказки и народные предания: в них всегда скрыта какая-то тайная символика. Мне всегда доставляло удовольствие не видеть какие-то вещи, а представлять их…"
Первое вознаграждение за свои художественные труды Тим Бёртон получил в девятом классе, когда выиграл $10 и первый приз в городском конкурсе на лучший "антимусорный" плакат. Позже эта картина молодого художника украшала местные мусоровозы. Со временем он начал подрабатывать, украшая окна жителей города рождественскими пейзажами, пауками, скелетами, а также фонарями из тыквы и другой милой хеллоуинской нечистью.
Нередко он характеризует свою жизнь как «историю о мальчике и Годзилле». «Мне всегда нравились монстры и фильмы про этих чудовищ. Меня они никогда не пугали: всегда, сколько себя помню, я их любил и до сих пор сохранил пристрастие к кино такого рода… Мне кажется, большинство монстров воспринимают неправильно: обычно они гораздо чистосердечнее, чем люди, которые их окружают…» – объясняет фильммейкер.
Отдельные рисунки Тима Бёртона навевают темы инцеста и педофилии. Подобные настроения у художника вызваны ненавистью к отцу. Чтобы подчеркнуть свою нелюбовь к своему родителю, он изображал его в образе клоуна, которого считал чуть ли не самым страшным существом в мире. Под рисунком начала 90-х годов «Розы красные» Тим написал четверостишие:
Розы красные,
Фиалки голубые,
Клоун убил мальчика
И съел его.
Первые две строчки этого стихотворения он подарил своему герою из фильма "Крупная рыба", сюжет которого строится вокруг темы "отцов и детей".
Когда эскизы утверждаются и начинается работа над фильмом, Бёртон создаёт по рисункам макеты персонажей, которые со временем будут воплощены на экране.
В рисунках показываются и его взаимоотношения с женой – актрисой Хеленой Бонем Картер. На рисунках, показывающих их семейную жизнь, Тим изображает себя с зашитым ртом, а Хелену – с зашитыми глазами. По словам самой актрисы, они общаются между собой главным образом при помощи мимики и жестов. При этом Хелена добавляет, что её муж – аутист, для которого творчество является своеобразной терапией.
В своих более поздних рисунках он заимствует стиль Сальвадора Дали, наделяя своих персонажей вытянутыми извилистыми конечностями. Однако сюрреалистические нотки у него переплетаются с откровенным поп-артом, так что практически все работы Тима прежде всего производят эффект. А уже потом в них различаешь содержание.
В статье приведены отрывки из книги "Тим Бёртон. Интервью. Беседы с Марком Солсбери" (серия "Арт-хаус", издательство "Азбука-классика").