Испанская принцесса, скорее всего, не эмигрирует на восток. Эмират Катар своими пустынными турами, полями для гольфа и должностью гандбольного тренера заманил ее супруга. По крайней мере, инфанта Кристина спаслась бы там от надоедливых журналистов и любопытных следователей.
К сожалению, ее муж Иньяки Урдангарин вовлечен в крупный скандал с мошенничеством, он подозревается к присвоению миллионов казенных денег. О махинациях должна была знать и инфанта. Она была объявлена подозреваемой по делу и, возможно, станет первым членом королевской семьи, который предстанет перед судом.
Со свойственной исключительно ей смесью притворного сострадания и страсти разрушения испанская пресса смакует этот случай – и в то же время немного ревностно смотрят в сторону Нидерландов. Которые могут встречать нового короля с восторгом. Испанские же монархи дискредитируют сами себя.
Нидерландская королева Беатрикс отрекается от престола и освобождает место для своего сына, 46-летнего Виллема-Александра, который моложе на 29 лет, чем испанский король Хуан Карлос, и на 41 год, чем британская королева Елизавета Вторая.
Отречение короля? Кстати, довольно заманчивая мысль для многих испанцев. Ведь не только скандал вокруг Кристины навредил монархии – об этом лично позаботился и недавно любимый король Хуан Карлос Первый.
«Деликатные дела»
Например, своей «тесной дружбой» с Кориной Сайн-Витгенштейн – той самой немецкой дамой, которая сопровождала короля во время охоты на слонов в Ботсване и этим самым стала причиной скандала, потрясшего королевский дом. Если Хуан Карлос надеялся, что этот скандал впоследствии будет замят, то он должен быть очень сильно разочарован. В испанских газетах появились электронные сообщения, которыми Сайн-Витгенштейн обменивалась с Ургандарином, вследствие чего встал вопрос: на самом ли деле монарх не знал о махинациях своего зятя?
Речь идет о будущем монархии. Ее кризис в настоящее время – самая крупная проблема правительства, считает испанская газета «El Confidencial», поскольку «при этом речь идет о государственном кризисе, затрагивающем ядро политической системы, которую мы, испанцы, приняли в 1978 году».
В 1978 году была основана современная Испания, парламентская монархия, в которой Хуан Карлос стал символом единства. Он смело восстал против путчистов в 1981 году, даже если есть сомнения в официальной версии. Однако испанцы считают, что он заслужил корону. Газета «El País» три года назад хвалила его как «посредника, миротворца, посла мира». Кто критиковал короля – тот нападал на испанскую демократию.
Свист в сторону кронпринца
Однако это было перед сафари в Ботсване. Теперь же открыта охота на Хуана Карлоса. Тысячи антироялистов в середине апреля устроили демонстрацию против короля и за республику. В среду кронпринц Фелипе и его жена Летиция кисло улыбались во время публичного выступления, сопровождаемого свистом. Глава левых Кайо Лара может этому радоваться – он на протяжении многих лет призывает к восстановлению республики.
Тем более больше не могут отождествлять себя с королем молодые люди. Среди испанцев в возрасте от 18 до 29 лет почти 58 процентов отвергают монархию как форму правления, согласно данным январского опроса. Недавнее исследование, проведенное социологическим институтом «Метроскопия», подтверждает эту тенденцию.
Крупные политические партии – консервативная Народная партия (НП) и социал-демократическая Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) – продолжают публично поддерживать монархию и Хуана Карлоса, но в будущем собираются внимательно следить за ним. По новому закону о прозрачности королевский двор, согласно «El País», впервые опубликует все свои расходы. В год королевская семья получает около восьми миллионов евро, однако до сих пор не детализировали свои расходы по пунктам.
Ждать. Улыбаться. Держаться
За кулисами лидеры НП и ИСРП, очевидно, уже обсуждают отречение Хуана Карлоса в пользу его сына. Новым королем тогда станет Фелипе Хуан Пабло Альфонсо де Тодос лос Сантос де Борбон и Гресия – 45 лет, женат, имеет двоих детей.
Он слывет контролируемым, честным, перфекционистом. В прошлом году у Фелипе было 253 официальных встречи – почти вдвое больше, чем у его отца, 84 выступления, он принял 1500 официальных посетителей. Один репортер недавно описал жизнь наследника трона так: «Терпеливо ждать. Улыбаться. Слушаться. Держаться».
Гламур обеспечивает его супруга Летиция, которая находится под пристальным вниманием европейских таблоидов, - ее стиль одежды («прекрасна в красном»), ее вес и каблуки («более восьми сантиметров»). Она даже не сидит на троне, однако является королевой общественности.
Король, по всей видимости, также убежден в способностях Фелипе и Летиции. Немецкий таблоид «Bunte» считает, что доказательства этому найдены: «Хуан Карлос, конечно, знает о силе женственности».
То, что монарх прекрасно знаком с силой женственности и что он не всегда соблюдал супружескую верность, знает каждый испанец. Они прощали ему все – до прошлого года. Королева София стоически терпела все его выходки. Она много лет назад сказала: «Король никогда не отрекается. Король умирает в постели».