Головокружительные трюки, высокие технологии и неподдельный страх перед терроризмом: третий фильм о супергерое комикса Железном человеке от режиссера «Смертельного оружия» Шейна Блэка стал торжеством современного экшена. Роберт Дауни-младший снова блистает в роли Железного человека с сердцем.
У зрителей в кинотеатре попкорн застрянет в горле. По крайней мере, в Соединенных Штатах Америки спустя всего две недели после теракта в Бостоне: в начале «Железного человека 3D» в атриуме Китайского театра на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе – пожалуй, самого известного кинотеатра в мире и туристического магнита высшего класса – происходит взрыв, вследствие которого погибает много невинных людей. Воспоминания о Бостоне, вероятно, еще слишком свежи, чтобы заставить публику содрогнуться, как от реальной опасности.
В самом деле, третья часть франшизы, которая вскоре появится на экранах кинотеатров, в первой половине выглядит более мрачной и реалистичной, чем предыдущие части. Однако это только одна из шарад, которые придумал режиссер и соавтор сценария Шейн Блэк для своего первого чрезвычайно развлекательного блокбастера. Там, где вторая и слабейшая часть серии кажется слишком линейной и роскошной, Блэк концентрирует внимание путем остроумных диалогов на персонажах и некоторых неожиданных сюжетных поворотах.
Блэк, который стал режиссером после Джона Фавро, размышляет о преимуществах, благодаря которым первый фильм франшизы имел головокружительный успех у публики и критиков. Он ошеломляет зрителей все новыми и новыми сенсациями и поворотами. А также Роберт Дауни-младший. 48-летний американский актер, для которого роль в первом «Железном человеке» в 2008 году стала большим возвращением в кино, остается самым серьезным козырем франшизы. Не зря он большую часть фильма проводит вне своего костюма, чтобы чаще в игру вступало его обаяние плейбоя и его трогательный взгляд в стиле «Что-я-сделал-не-так?»
Превращенные в атомные электростанции
С Шейном Блэком со времени совместной работы над комедией «Поцелуй навылет» его объединяет дружба, и эта внутренняя связь отчетливо ощущается в «Железном человеке 3». «Поцелуй навылет» в 2005 году стал режиссерским дебютом Блэка. До этого он сделал себе имя как автор сценариев, и многие успешнейшие фильмы восьмидесятых и девяностых, в частности – «Смертельное оружие» с Мэлом Гибсоном, были сняты по его сценариям. Сила Блэка заключается в его чутье на диалоги – замечательное дополнение к болтуну Дауни-младшему, которому, как ни одному актеру до него, удалось придать комическому персонажу на экране независимый характер и формат.
Железный человек Тони Старк в начале третьей части пребывает в экзистенциальном кризисе. После событий фильма «Мстители», в котором он спас мир, направив атомную бомбу в кротовую нору в небе над Манхэттеном и едва не пожертвовав в результате собственной жизнью, гениальный изобретатель страдает от приступов паники. Однако теракты главы террористов по прозвищу «Мандарин», который при помощи видеообращений предупреждает США о близящемся закате, вынуждают его снова взять на себя роль спасителя. Особенное свойство взрыва в Китайском театре приводит его поиски в Теннесси. Однако его всемогущее вооружение, его защитный костюм по пути выходят из строя, поэтому Старк должен одержать верх лишь с помощью своей изобретательности, изобретательного маленького мальчика и инструментов из строительного магазина.
Осложняет ситуацию тот факт, что в Теннесси объявились некоторые сомнительные личности с суперсилами, которые хотят сорвать расследования Старка: биологически управляемые палачи ученого-нейробиолога Элдриха Килана, который превратил ветеранов войны в очень нестабильные атомные электростанции, начинающие угрожающе светиться изнутри, когда они накапливают силы. Вскоре оказывается, что между мутантами Килана и Мандарином существует заговорщицкая связь – и впечатляющий финал может начинаться.
Множество пустых костюмов
Очевидно, что на спецэффектах не экономили. Присутствуют сногсшибательные сцены вроде взрыва шикарной виллы Старка в Малибу или эпизода, когда Железный человек в одиночку подбирает 13 членов экипажа самолета в свободном падении, образуя с падающими «обезьянью цепочку». А на контейнерной площадке Старк устраивает шоу с дистанционным управлением своими костюмами Железного человека.
Эти пустые костюмы – красивая картинка, не только потому, что они создают путаницу личностей, что является главным мотивом фильма, но и потому, что для Тони Старка все происходит именно так: освобождение от его раздутой техники и его статуса символа. Сперва Старк создает железное вооружение, чтобы защитить свое сердце от осколков шрапнели в его груди и освободиться из плена, во второй части он практически умирает от техники, которая когда-то спасла ему жизнь. Теперь следует освобождение от собственноручно созданной технологической конструкции, которая всегда была укрытием от первичных страхов – и от любви к его бывшей ассистентке и доверенному лицу Пеппер Поттс.
Он, собственно, был всего лишь механиком, говорит Старк в гараже маленькому мальчику. Homo faber, который понимает, что он сердцем и разумом может достичь больше, чем со своим высокотехнологическим коконом. Из сверкающего, идеального мира машин, который стал современным экшеном со своими 3D-эффектами и компьютерной анимацией, в конце появляется… Человек.