
В Розовом саду идет дождь. «Не хотите ли зонтик?» - спрашивает президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама своего гостя, турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Тот качает головой: «Дождь считается большим источником изобилия».
Однако в конце концов они вынуждены капитулировать. Подходят двое морских пехотинцев с зонтами. «Мне жаль вас», - насмехается Обама над журналистами, которые сидят перед ним на мокрых складных стульях, стоящих на лужайке.
Комментаторы ждали этой картины. «Обама зовет на помощь морских пехотинцев», - гласит заголовок статьи консервативного блогера Мэтта Драджа. Лишь во второй строчке он уточняет: «Чтобы подержать его зонт».
Что он в действительности подразумевает: президент стоит под дождем. И он даже не ошибся.
Это была, вероятно, самая бурная неделя для Обамы. Беда пришла из трех направлений – скандал вокруг Налогового управления США IRS, который притормозила Движения чаепития, слежка за новостным агентством Associated Press со стороны министерства юстиции, а также бесконечная суматоха вокруг анализа теракта в Бенгази.
Немедленно в Вашингтоне стал курсировать всего один вопрос: стал ли Обама жертвой «проклятия второго срока», как это формулируют «New York Times» и «Washington Post»?
На самом деле это, кажется, железное правило: переизбрание в основном приносит президенту Соединенных Штатов Америки лишь разочарование. Для Джорджа Буша-младшего после победы на выборах все пошло кувырком – от запоротой пенсионной реформы и урагана «Катрина» и до экономического краха. Второй президентский срок Билла Клинтона ознаменовался скандалом с Моникой Левински и процедурой импичмента. Нечто подобное произошло и с Рональдом Рейганом, столкнувшимся со скандалом «Иран-контрас».
Уже бурлят очередные проблемы
То, что все остальное здесь быстро отходит на второй план, могут почувствовать государственные гости. Как британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, чей визит был полностью омрачен скандалами, так и Реджеп Тайип Эрдоган.
Обама использует возможность для нового шага вперед. Дело Бенгази он свалил на Конгресс: Конгресс должен обеспечить больше денег для охраны посольств. По поводу скандала с Налоговым ведомством он утверждает, что «ничего не знал» об этом. А что касается скандала с Associated Press, то подобные методы, к сожалению, необходимы: «Я не буду извиняться».
Однако конфликт не улаживает ни это, ни новость, что в четверг ушел на пенсию второй человек в IRC – руководитель отдела Джозеф Грант. В среду должен был уже уйти в отставку глава IRC Стив Миллер, который был спешно заменен бюджетным экспертом Дэниэлом Верфелем. Однако это оказалось косметическим ремонтом – в июне Миллер ушел бы в любом случае.
И уже всплывают очередные проблемы. Прежде всего, дебаты по поводу сексуальных домогательств в американской армии, которые стали настолько актуальными, что Обама в четверг пригласил высший генералитет в Овальный кабинет.
Республиканцы почувствовали вкус крови. Они надеются в конце концов свергнуть Обаму. «Хуже, чем Уотергейт!» - кричат они и добавляют: «Импичмент!»
Обама как новый Никсон, это их устраивает. «Этот президент не добудет свой второй срок до конца», - предсказывает бывший губернатор Майк Хакаби.
Ему еще предстоит очень многое
Однако Обама – не второй Никсон, а последние дни едва ли походят на Уотергейт. Об этом категорически заявил и сам президент, когда журналист в понедельник прямо спросил его об этом. «Я оставляю вам проводить подобные аналогии», - ответил он многозначительно.
Тем не менее: его время потихоньку проходит. Немного меньше года остается ему для больших политических свершений. После этого Соединенные Штаты Америки погрузятся в очередные президентские выборы, и Обама станет «хромой уткой».
При этом сделать ему предстоит еще многое. Иммиграционная реформа. Вторая попытка оружейной реформы. Возможно, даже новый импульс в борьбе с глобальным потеплением.
Обаме нужен кто-то вроде Оливии Поуп. Фальсификация выборов, пытка водой или измена: ничто не может поколебать вымышленную советницу президента из телевизионного сериала «Скандал», второй сезон которого закончился в четверг.
Прототипом для Оливии Поуп стала, кстати, легендарная личность – Джуди Смит из Вашингтона, которая помогла в свое время Биллу Клинтону «разрулить» скандал с Моникой Левински…