Десятки тысяч китайцев нелегально добывают золото в Гане – своей хищнической эксплуатацией они вредят окружающей среде, воде и вызывают крайнее недовольство у жителей Ганы.
Новые лозунги в деревне Ганлиу, расположенной в округе Шанглин в нищей провинции Гуанси, ошеломляют приехавших журналистов. Вместо призывов к контролю над рождаемостью, как в других провинциях, они предупреждают о малярии. «При первых признаках лихорадки обратитесь в больницу!»
При этом в провинции Шанглин в юго-западном Китае абсолютно нет комаров, которые переносят опасную для жизни инфекцию. Призывы направлены на фермеров, которые как раз возвращаются из Африки. Все 200 мужчин деревни с населением в 600 человек были в Гане, где добывали золото. «Остались лишь женщины, старики и дети».
Золотоискатели вернулись не совсем добровольно
С начала июня китайские золотоискатели возвращаются в свою небольшую деревеньку – однако не совсем добровольно. Правительство Ганы во время недавнего конфликта между ганцами и китайцами вышвырнуло их из страны.
После нескольких месяцев предупреждений новый глава государства Джон Драмани Махама в середине мая перешел к решительным действиям. Он создал целевую группу, члены которой проводили облавы на иностранцев из Западной Африки и, в особенности, из Китая, которые нелегально добывали здесь золото и бриллианты.
«Ваше время истекло», - воинственно угрожали ганские СМИ. К началу июня президентские войска арестовали 169 китайцев и 57 западноафриканцев. Пекинское правительство заявило протест. Вмешались китайские дипломаты и вызволили своих соотечественников из тюрьмы. Официальный представитель министерства иностранных дел Хуа Чуньин заявила: «Все 169 человек на свободе. Они группами покинут Гану».
Добыча золота является традицией
Арестованные были всего лишь верхушкой айсберга. С того времени как Гана начала свою кампанию против нелегальных золотоискателей, «1072 наших крестьянина вернулись оттуда в свои деревни в провинции Шанглин», сообщили власти. По меньшей мере 12 000 человек из провинции Шанглин занимались в Гане добычей золота. Пекинская газета «Global Times» даже писала о 50 000.
Добыча золота является традицией для полумиллиона жителей провинции Шанглин. В начале 90-х годов десятки тысяч человек бежали от нищеты в провинцию Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, где работали золотоискателями. Когда в 2005 году они услышали о золотом буме в Гане, где отдельные искатели сокровищ могли приобрести у местных жителей лицензии на поиски, их было не остановить.
Опытные китайцы нашли свою прибыльную нишу между крупными разработчиками золотых приисков, которые контролировали иностранные и ганские горнодобывающие предприятия, а также убыточными мелкими искателями с простыми инструментами. Многие китайцы объединили свои деньги и инвестировали их в горнодобывающие машины и месторождения золота средней величины.
Сообщается о более чем 1000 золотодобывающих конвейерах, созданных китайскими предпринимателями. Исполнительный директор Гано-китайского горнопромышленного объединения Су Женю заявил, что китайские старатели ежегодно будут привозить из Ганы около 50 тонн золота.
Хищническая эксплуатация природы
Местные жители были крайне недовольны. Под давлением политических оппонентов и общественности президент Ганы пообещал прекратить незаконную деятельность иностранных золотоискателей. Золотоискатели давным-давно своей хищнической эксплуатацией природы и загрязнением воды цианидами и ртутью опустошили экосистему золотоносных районов.
Дело дошло до столкновений с протестующими местными жителями, чей гнев был направлен в основном на китайцев, сообщает «Africa Review». Ганское радио назвало «скандалом» тот факт, что китайские золотоискатели представляются мелкими предпринимателями, чтобы получить лицензии на добычу золота, а потом используют «32-тонные бульдозеры».
За ними стоят «преступные группировки, которые хотят у нас отмыть свои грязные деньги». Пострадавшие от облав китайцы сообщают о жестоком обращении. Пекин призвал Гану обеспечить защиту китайцев.
Эпизод с нелегальными старателями в западноафриканской стране бросает тень на африканскую политику Китая, путем которой Народная республика создает видимость честного друга и партнера континента для взаимной выгоды.
Плацдарм для создания великой державы
Лишь в марте новый президент Китай Си Цзиньпин совершил визиты в Танзанию, Южноафриканскую республику и Конго, чтобы подтвердить важность отношений Пекина и Африки. Там обосновались приблизительно 2000 китайских предприятий и инвестировали на данный момент около 20 миллиардов долларов.
Эксперт по Африке Ло Джианбо подчеркнул, что Африка для китайского правительства сегодня является не только важным поставщиком полезных ископаемых, в частности – трети китайской нефти, но и динамически развивающимся коммерческим рынком.
Африка является стратегическим плацдармом для превращения страны в мировую державу: «Всегда, когда ухудшалось международное положение страны, значение Африки для нашей внешней политики росло. Мы делаем ставку на развивающиеся страны как наш фундамент. Африка является важнейшим элементом». Китай нуждается в Африке как «в политическом партнере». Так, китайский посол в Гане заявил, что проблема должна быть решена совместно с ганской стороной.
Новостное агентство «Синьхуа» сообщило, что вице-президент Ганы Амисса-Артур заверил, что данные проблемы не скажутся на в целом хороших отношениях Ганы и Пекина. Облавы направлены исключительно на нелегальных золотоискателей, а не конкретно китайцев.
Иммиграционная служба Ганы тем не менее заявила, что большинство арестованных золотоискателей является китайцами, которые уже высланы из страны. И золото они с собой не увезли, только малярию. Сообщается, что около 90 процентов вернувшихся домой китайцев заболели тропической лихорадкой.