В прошлом году в Токио Афганистану после 2014 года было обещано 16 миллиардов долларов – в обмен на проведение реформ. Однако баланс достижений является разорительным. Несмотря на это, публичная критика в адрес афганского правительства на встрече стран-доноров практически не звучала.
Несмотря на отсутствие реформ, международное сообщество государств все еще удерживается от критики правительства Хамида Карзая после конференции по Афганистану. После встречи представителей 40 государств в столице Афганистана Кабуле посланник Организации Объединенных Наций на пресс-конференции избегал любых призывов и замечаний в адрес афганского правительства, которые обычно входят в стандартную программу подобных встреч.
Вместо этого в ходе жестких переговоров, которые продлились до ночи вторника, было достигнуто соглашение в отношении совместного заявления, которое подчеркнуло обязанности обеих сторон и лишь расплывчато обрисовало критические пункты.
Целью конференции был пересмотр так называемого токийского процесса. Почти год назад международное сообщество государств на конференции в японской столице пообещало Афганистану огромную финансовую поддержку на период после вывода войск НАТО в конце 2014 года.
В течение четырех лет после этого Афганистан должен получить из-за границы фантастические 16 миллиардов долларов, продолжить восстановление страны и поддерживать с большим трудом созданные силы безопасности. В свою очередь, Кабул обязался провести масштабные реформы и свободные президентские выборы.
В Кабуле хотели совместно проверить, насколько далеко уже продвинулись с обещаниями. Тем не менее полной ревизии кассы не было. Несмотря на критику западных дипломатов перед конференцией, что Кабул из 17 основных обязательств выполнил всего лишь три, никто не искал открытой конфронтации. Только за закрытыми дверями несколько крупных кредиторов настаивали, что финансовые обязательства условно связаны с обязательствами Афганистана.
«Основная мысль государств-доноров однозначна, — заявил один из участников встречи. — Кабул должен сделать многое и как можно быстрее».
Кабул хочет самостоятельно распределить миллиарды финансовой помощи
В трехстраничном заключительном заявлении говорится о том, что Афганистан подчеркнул свою «постоянную решительность» выполнять данные обещания. В том же абзаце говорится также о том, что финансовая поддержка сообщества государств зависит как от выполнения обязательств Афганистана, так и от заграницы. С афганской точки зрения, здесь подразумевается главным образом распределение финансовой помощи. Так, Кабул на протяжении многих лет настаивает на том, что финансовая поддержка должна распределяться самостоятельно, поэтому миллиарды должны поступать прямо в государственный бюджет.
Так же дипломатично после конференции высказался Марк Боуден, представитель Организации Объединенных Наций. Довольно кротко он сообщил об «обстоятельном и открытом диалоге». Только по вопросу о пунктах разногласия он сказал, что распространяющаяся коррупция в афганском правительстве является «поводом для беспокойства» для кредиторов, который необходимо рассматривать так же «серьезно», как и ситуацию с правами человека в Гиндукуше. Трое представителей Афганистана, среди которых министр иностранных дел и министр финансов, были, по всей видимости, удовлетворены мягкими формулировками. «Вместо того, чтобы обвинять друг друга, мы должны плечом к плечу стремиться к будущему», — призвали они.
Непосредственно перед конференцией стало известно о нескольких невыполненных обязательствах Кабула. Так, президент Хамид Карзай совсем недавно переформировал созданную и финансируемую Западом Комиссию по правам человека, чем вызвал на себя критику Организации Объединенных Наций. Среди новых членов Комиссии, в конечном счете – одном из немногих независимых институтов по наблюдению за ситуацией с правами человека, присутствует бывший функционер «Талибана». Несмотря на то, что члены Комиссии, собственно, должны быть вне политики, правительство назначило в Комиссию женщину, которая до недавнего времени играла ведущую роль в фундаменталистской партии «Джамаат-и-Ислами», а также собирается баллотироваться в президенты на выборах в 2014 году.
Споры вокруг создания избирательной комиссии
Даже в подготовке к выборам 2014 года, которые Запад снова и снова характеризует как наиболее важную веху в будущем Афганистана, до сих пор сделано мало. В течение многих месяцев Карзай и парламент спорили по поводу создания избирательной комиссии, которая должна осуществлять контроль над ходом голосования.
Кроме того, президент пытался при помощи довольно своеобразных законов формально исключить из кандидатов в президенты возможных политических соперников из рядов бывшего Северного Альянса. После конференции правительство объявило, что политический спор может быть решен еще до летних каникул парламента, в случае необходимости парламентариям придется работать над поиском компромисса даже в священный месяц Рамадан.
Если компромисс будет найден, это станет для правительства Карзая определяющей вехой. Несмотря на то, что публичные высказывания в Кабуле были довольно мягкими, западные дипломаты не оставляют сомнений в том, что до некоторой степени свободные и справедливые выборы в следующем году являются необходимым условием для любой помощи в дальнейшем.
По крайней мере, это требование находит подтверждение в итоговом документе. Так, в статье № 4 говорится о том, что Афганистан и сообщество государств едины во мнении, что заслуживающие доверия выборы являются «чрезвычайно важными» для дальнейшей поддержки из-за рубежа. Один из дипломатов после конференции метко заявил: «Если выборы пройдут с фальсификациями или Карзай снова прибегнет к обману, наше терпение наконец лопнет».