Курдское меньшинство объявляет исламистам войну. Конфликт внутри направленной против Башара Асада коалиции обострился после убийства курдского политика и нападений на нефтяные месторождения.
Они объявили исламистам открытую войну и призвали к всеобщей мобилизации. Партия «Демократический союз» в Сирии обратилась на этой неделе к курдскому народу и призвала «каждого, кто в состоянии держать оружие», присоединиться к «комитету обороны». Отряды партии должны «защищать от нападений джихадистских вооруженных группировок».
Под этими группировками подразумеваются «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Сирии». Обе организации связаны с «Аль-Каидой», при этом «Джабхат ан-Нусра» видит себя независимым сирийским филиалом, а «Исламское государство Ирака и Сирии» является частью иракской террористической сети.
В объявлении войны партия «Демократический союз» обвинила в опасной эскалации конфликта сирийский национальный совет и руководство свободной армии Сирии. «Несмотря на неоднократные призывы, эти организации отказались занять четкую позицию». Ополченцы из «Аль-Каиды» считаются самыми боеспособными и успешными отрядами повстанцев в борьбе против режима сирийского президента Башара Асада.
Ни национальный совет, ни свободная армия Сирии не выступили против «Джабхат ан-Нусра» и «Исламского государства Ирака и Сирии». Экстремисты, которые лучше вооружены и готовы в любой момент принять мученическую смерть, необходимы на фронте. Солдаты «Аль-Каиды» за последние два года стали определяющим фактором в сирийской гражданской войне.
Все началось с убийства высокопоставленного курда
До призыва к всеобщей мобилизации дело дошло после того, как был убит видный член курдского верховного совета: 60-летний Иса Хусо погиб в результате взрыва заминированного автомобиля в Эль-Камышлы, пограничном с Турцией городе на севере государства. Между исламистами и курдами, которые составляют примерно 10%сирийского населения, в прошлом много раз доходило до тяжелых вооруженных столкновений.
В последний раз – в Рас-аль-Айне, пограничном с соседней Турцией городе. Курдские ополченцы победили там «Джабхат ан-Нусра», и это не в первый раз. В прошлом году исламисты потерпели сокрушительное поражение в Алеппо, когда под конец Рамадана они попытались проникнуть в курдский квартал промышленного мегаполиса.
Рабочая партия Курдистана также принимает участие
Ополченцы партии «Демократический союз» поддерживаются бойцами приближенной «Рабочей партии Курдистана». «Рабочая партия Курдистана» на протяжении более трех десятилетий боролась за независимое курдское государство в регионе, пока ее руководитель Абдулла Оджалан в мае не объявил о прекращении огня с Турцией. Курдские бойцы опытны и хорошо обучены.
В их рядах сражаются в том числе женщины, что немыслимо для исламистов, которые хотят видеть женский пол в качестве матерей в доме и у плиты. Уж во всяком случае не на фронте и не с непокрытыми головами, как курдские женщины.
– Мы абсолютно равноправны, - говорит Рокан, одна из курдских командиров.
27-летняя девушка сражалась в Иране, Ираке и Турции. В возрасте 14 лет она уже носила оружие. На сегодняшний день в Алеппо она командует женской бригадой, насчитывающей 100 бойцов.
Турецкая «Рабочая партия Курдистана», как и ее сирийское ответвление «Демократический союз», придерживается политически левых взглядов и светски ориентирована. Присутствие радикальных исламистских группировок на протяжении гражданской войны в районах, контролируемых курдами, они терпеть не будут. Исламистское видение халифата на базе исламских законов шариата рассматривается как угроза культурной самобытности и свободе курдского народа.
Дело коснулось и нефтяных месторождений
Однако конфликт между двумя партиями имеет не только политическую подоплеку. Речь идет также о безопасности ресурсов. В курдских областях на северо-востоке располагаются крупные месторождения нефти Румайла и Сувейдия. Вследствие роста цен на бензин они обеспечивают миллионные доходы. Таким образом, можно поддерживать собственное население, но также и покупать оружие и боеприпасы. Исламистские группировки неоднократно пытались прибрать к рукам эти нефтяные месторождения.
Принимали в этом участие не только «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Сирии», но и Ахрар Аль-Шам – вероятно, наиболее радикальная исламистская организация в Сирии. «Свободные мужчины Сирии» не относятся к «Аль-Каиде», в то же время они хотят установления правления эмира в халифате.
«Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Сирии» уже заняли нефтяные месторождения неподалеку от города Дейр-эль-Зор на востоке Сирии. Если они захватят и курдские месторождения, они смогут контролировать значительную долю от общего объема сирийского рынка бензина.
Идеологически исламисты могут быть далеки от реальности, но в том, что касается военной экономики, они умны. В Алеппо они контролировали десятки заводов и фабрик. Если, к примеру, автопарк нельзя было сделать рентабельным, они продавали его Турции.
Отсутствие хлеба является лишь предлогом
Когда в Алеппо не хватало хлеба, «Джабхат ан-Нусра» взяла на себя организацию пекарен. Люди снова получили хлеб, но теперь группировка контролировала сбор зерна и производство муки.
– Они очень хорошие бойцы, – говорит Абу Али, комендант Свободной армии Сирии в Алеппо. – Но они грабят и водят за нос сирийский народ. Они хотят стать экономически независимыми, а в этом для них любые средства хороши.
Другие группировки, которые не скрывали своей неприязни к исламистам, исчезали изо дня в день. Они обвинялись в коррупции, их лидеров арестовывали, а оружие отнимали.
– После того, как мы победим Асада, мы должны будем бороться с этими исламистами, – задумчиво, но твердо заявляет Абу Али. – У нас не будет другого выбора, если мы хотим демократии.
Курды уже начали эту борьбу. Это первая объявленная война среди повстанцев – первая линия фронта вдоль этнической линии. Одновременно партия «Демократический союз» объявила автономное управление в контролируемых ею районах.
Турция никогда не потерпит подобных государственных образований курдов на своей южной границе. Несмотря на это, лидер партии «Демократический союз» Салех Муслим был приглашен на двухдневные переговоры в Стамбул. Данный визит показывает, как быстро враги могут стать друзьями, если вдруг у них есть серьезный общий враг.