Завтра, 22 августа, в 18:00 в запорожском отделении Союза фотохудожников открывается новая выставка «ФЭД и Leica». Фотовзгляд без политики. Архивные снимки советских и немецких корреспондентов. Запорожье 1942–1943 – это совместный проект галереи Lenin, запорожского фотоклуба, сайта «Ретро Запорожье» (retro.zp.ua), «Атипичное Запорожье» и Запорожского областного краеведческого музея.
Об этом РепортерUA рассказали организаторы.
Новая «оптика» 40-х. Реальность, к которой не были готовы.
Смена культурных стилей – это всегда смена мироощущения людей, это выражение чего-то важного новыми художественными средствами. В предвоенное время в СССР и в Германии на смену прогрессивному, экспериментальному авангарду пришел неоклассицизм. Вернее, его привели представители безграничной власти. Предоставили и «правильное» мироощущение, и художественные средства. Неоклассицизм стал эпическим фильмом. Попадая в такую ленту, чувствуешь ее атмосферу, как свою, следуешь сценарию, веришь в декорации и меняешь настроение, подчиняясь саундтрекам. Любое другое проявление жизни пресекалось цензурой. Фотография, как и все виды искусства, должна была служить большой иллюзии. Она ей и служила, показывая традиционные живописные картинки. Но... К 40-м годам фототехника достигла качества и доступности, которые ставили под угрозу весь придуманный правителями мир. Все больше людей стали фиксировать реальность. Уже стало неважно, в чьих руках камера и каких идеологических установок фотограф.
Появилась новая «оптика», новый объективный взгляд, которому можно верить больше, чем себе. Такое было недопустимо в эпоху религиозного патриотизма. Нет никакой реальности, кроме официально одобренной. Нет вульгарной жизни с болью и страданием, нет врагов, которые такие же люди, как и мы. Объективность – дело государственное. Самый популярный фотоаппарат «ФЭД» носил имя Феликса Эдмундовича Дзержинского, люди смотрели на мир через прицел главного чекиста.
– Почему объективности боялись вершители судеб – вполне понятно. Но боялись трезво видеть жизнь не только тогда. Нет уже ни диктаторов, ни ЧК, а жизнь продолжает пугать. Всем хочется видеть ее красивой, фасадной, так, чтоб и себе, и другим было приятно показать. На фотографии 40-х годов мы уже можем смотреть непредвзято, но это непросто. Нужно преодолеть ощущение «нашего» и «ненашего», и не воспринимать жестокую реальность как личную обиду. Искусство фотографии в этом смысле – хороший тренер, – говорят организаторы.