
В книге Майкла Камбера, который брал интервью у военных фотографов, описана их самая серьезная проблема: фотографии, которые могли бы взбудоражить общественность, считаются недопустимыми.
Военный фотограф, опытный и обычно осторожный, едет на внедорожнике через опасную зону в Сьерра-Леоне. Его захватывают повстанцы, которые сперва хотят его застрелить, однако затем их взгляд падает на технику. В игру вступает тщеславие их главаря: он убивает двоих заложников, позирует с их головами, а фотографу в обмен на сделанные фотографии делает подарок - жизнь.
Чепуха? Ничего подобного. Это одна из историй, рассказанных в книге "Картины войны" 39 фотографами, среди которых много женщин. Идея книги вывела ее автора Майкла Камбера, тоже военного фотографа, из кризиса.
Это был не личностный кризис, а кризис военной фотографии: люди не хотят видеть фотографий, которые он и его коллеги с риском для жизни делают в Ираке, Афганистане или Конго. Читатели различных крупных журналов видели достаточно фотографий, они больше не эффективны. А те фото, которые могли бы быть эффективными, для читателей недопустимы.
Дилемма: ужасные, будоражащие сознание снимки пылятся в ящике письменного стола, в то время, как публикуются "допустимые" фотографии, не имеющие никакого эффекта, - к примеру, камера для допросов в тюрьме Абу-Грейб.
Десятки военных фотографов поведали Камберу о своих переживаниях. Поднимается множество вопросов, однако большинство из них не имеют ответа. Даже совместный траур о погибших коллегах остается безличным: оплакивают не себя, не одиночество, которое приносит профессия, даже не тот факт, что тяжело вести нормальную жизнь, если огромное количество времени провел в зоне военных действий.
Все меньше газет печатают их снимки, однако они все же едут в Ирак, Афганистан и Сирию. Некоторые из их фотографий говорят больше, чем тысячи слов. Бесполезность, война, жестокость и боль...
Самый большой эффект имеют тихие, "сострадающие" фотографии, на которых не увидишь ран и крови, и это, в свою очередь, порождает надежду...