На Корсике, в Стране Басков, Бельгии, Шотландии и Каталонии: многие европейцы хотят основать собственные государства. Речь идет о самобытности и языке, однако чаще всего – о деньгах.
Многие регионы Европы хотят отделения от метрополий. При этом сепаратисты используют самые различные методы.
Гренландия: друг – это тот, кто инвестирует
«Гренландия открыта для инвестиций для всего мира, при условии, что инвесторы соответствуют нашим требованиям», – так в начале нынешнего года тогдашний гренландский премьер-министр Куупик Клейст отверг просьбу Европейского Союза запретить Китаю доступ к полезным ископаемым Гренландии. Наряду с угольными и алмазными месторождениями Гренландия располагает также месторождениями металлических руд – так называемых редкоземельных элементов. Они необходимы для электронной промышленности. Увеличивающийся спрос сделал представителей гренландского правительства желаемыми гостями в Китае и Южной Корее. Бывшая датская колония на протяжении пяти лет может самостоятельно вести внешнюю политику – после референдума о расширении автономии. В долгосрочной перспективе речь идет также о полной независимости.
Членом Европейского Союза Гренландия уже давно не является. Датская территория в 1985 году вышла из ЕС после референдума, однако еще в сильной мере зависит от члена Евросоюза Дании. Датские субвенции составляют более половины государственных доходов. Слабая экономика, которая практически полностью основывается на экспорте рыбы, делает суверенную Гренландию весьма отдаленной целью даже для ярых националистов. Но она может стать гораздо более близкой, если добыча редкоземельных металлов и железной руды будет проводиться так, как рассчитывается. Также весьма вероятно обнаружение у побережья нефти – в прошлом году нефтяные компании потратили более миллиарда долларов на поиск месторождений в Атлантическом океане вокруг Гренландии.
Каталония: живая цепь против Мадрида
В среду каталонцы устроили демонстрацию за независимость при помощи живой цепи длиной в 400 километров. «Via catalana» должна была продемонстрировать всей мировой общественности, насколько серьезно желание каталонцев образовать независимое государство. Ровно год назад 1,5 миллиона из 7,5 миллионов каталонцев устроили демонстрацию за отделение от Испании. Сравнительно богатые каталонцы считают себя обманутыми и обделенными Мадридом, поскольку из года в год правительство взимает больше налогов, чем потом возвращается в Каталонию.
Конфликт между Каталонией и центральным правительством с 2006 года обостряется все больше и больше. В принятом тогда Уставе автономии каталонцы называют себя «нацией». Консервативная Народная партия, которая в настоящее время представляет правительство в Мадриде, обратилась в Конституционный суд. Спустя четыре года каталонцам пришлось изъять данный термин из устава. В июле 2010 года в Барселоне была проведена первая массовая демонстрация – море красно-желтых полосатых флагов.
«Som una naciò, nosaltres decidim» – «Мы – нация, мы решаем», – так звучал их девиз. В том же году Артур Мас из буржуазно-националистической партии «Конвергенция и Союз» пришел к власти, тогда экономический кризис все больше и больше распространялся и на богатую Каталонию. В июле 2012 года Мас потребовал от премьер-министра Испании Мариано Рахоя более выгодного финансового распределения для Каталонии, Рахой отказал. Мас назначил досрочные выборы и поддержал идею сепаратизма: «Развод будет болезненным, однако альтернатива еще хуже».
Страна Басков: борьба возможна даже без оружия
Новая эра в истории Страны Басков началась в октябре прошлого года. Сияющий Иньиго Уркуллу стоял перед камерами и праздновал победу своей умеренной «Баскской националистической партии» на региональных выборах – первых после того, как баскская террористическая организация ETA в 2011 году после 50 лет отказалась от вооруженной борьбы за создание независимого государства. После окончания эпохи Франко в правительстве Страны Басков почти всегда были представлены националистические партии, часто они правили единолично. Баскский язык с 1980 года снова имеет поддержку на государственном уровне, в том же году был основан Университет Страны Басков. В то время как каталонцы на сегодняшний день усиливают требования независимости, баски все силы бросают на преодоление сильнейшего экономического кризиса, который царит в Испании на протяжении двух лет.
Во французской Стране Басков националистические движения, как правило, слабее. Там националисты борются за отдельный баскский департамент, однако, в отличие от Испании, во Франции Страна Басков даже не существует как административная единица: еще перед Французской Революцией исторические баскские территории вместе с окситанскими областями были объединены в департамент Беарн. Уркуллу, который сегодня является премьер-министром испанской Страны Басков, добивается референдума по вопросу отделения его региона от Испании только на 2015 год. Как и Каталония, Страна Басков в среднем является более богатой, чем Испания в целом. Два миллиона басков обеспечивают около шести процентов валового внутреннего продукта.
Шотландия: население голосует
«Должна ли Шотландия стать независимым государством?» 18 сентября 2014 года пять миллионов жителей страны должны будут ответить на этот вопрос в своих бюллетенях. Если большинство ответит «Да», то премьер-министр Шотландии Алекс Сэлмонд в марте 2016 года провозгласит независимость в одностороннем порядке, а в мае пройдут выборы в парламент. Его «Шотландская национальная партия» добилась референдума после того, как в 2011 году получила абсолютное большинство.
С девизом «Да, Шотландия» сразу несколько партий агитируют за независимость. Шотландцы должны задать себе вопрос, почему жизнь страны, несмотря на «природные и человеческие богатства», не становится лучше. Под «природными богатствами» подразумевается нефть в Северном море. Уже в 70-е годы слоганом основанной в 1934 году «Шотландской национальной партии» были слова «Это нефть Шотландии» – запасы нефти в Северном море и на сегодняшний день остаются основным экономическом аргументом за независимость.
BBC и Банк Англии были основаны шотландцами, возражают члены «Better Together» («Вместе лучше») – кампании против независимости. Совместными усилиями был побежден фашизм и построено государство всеобщего благосостояния. И в будущем «British connection» будет гарантировать безопасность и благосостояние Шотландии. Доля сторонников независимости, согласно последнему опросу, составляет 25 процентов, против независимости – 47 процентов. Почти треть шотландцев еще не определилась – и их доля растет.
Корсика: нападения на дома отдыха
Около 2000 голосов решили исход корсиканского референдума в 2003 году: тогда 50,98 процентов имеющих право голоса корсиканцев проголосовали против расширения автономии. На голосование было вынесено упразднение обоих департаментов Корсики и дальнейшее расширение компетенции Корсиканской ассамблеи. Корсиканская ассамблея была основана в 1982 году после преобразования Корсики в «collectivité territoriale» и имеет, в отличие от обычных региональных законодательных органов, и функции исполнительной власти.
Корсика является частью Франции на протяжении более 200 лет. С 1960-х годов на средиземноморском острове активно действует радикальное движение за независимость. Части движения также не уклоняются от насилия, они презентуют себя довольно воинственно, в черных масках и с пулеметами. На протяжении более 30 лет Frontu di Liberazione Naziunale Corsu (FLNC) совершает нападения со взрывами на лагеря отдыха и летние домики на Корсике. На французской территории FLNC также совершает теракты. Взрывы в лагерях отдыха в декабре прошлого года имели также и политическую подоплеку. На региональных выборах во Франции в 2010 году корсиканские националисты достигли своего пока лучшего результата: партия Femu a Corsica, которая выступает за расширение автономии, получила 25,9 % голосов, а левая сепаратистская партия Corsica Libera набрала 9,9 %.
Бельгия: фламандцы активизируются
Бельгийский правительственный кризис 2010/2011 годов обострил длящийся уже на протяжении столетия конфликт между говорящим по-голландски большинством и франкоязычным меньшинством. Речь идет о культурной самобытности, власти и большом количестве денег. Современная Бельгия в большой степени регионализирована: после Второй мировой войны был реализован ряд конституционных реформ, что поспособствовало федерализации.
Все больше фламандцев больше не хотят поддерживать экономически слабую Валлонию денежными отчислениями, правые популистские партии вроде Vlaams Belang выступают за создание Республики Фландрии. Умеренные националисты, такие как Nieuw-Vlaamse Alliantie (N-VA), призывают к конфедерации. «Изменения начинаются на деревенской улице», – таков был лозунг Барта Де Вевера, главы N-VA, после их эффектной победы на выборах в октябре 2012 года. Партия выиграла выборы более чем в 30 общинах Восточной Фландрии, в частности – в Антверпене, крупнейшем городе говорящей по-голландски провинции.
Во фламандских националистических кругах 2014 год называют решающим годом, ведь в начале июня в Бельгии пройдут выборы в парламенты во всех регионах страны, в государственный парламент, а также в Европейский парламент. В случае победы на выборах националисты могут разъединить Бельгию. Согласно опросам, умеренная N-VA продолжает оставаться самой влиятельной силой во Фландрии; в начале сентября, однако, ее поддержка снизилась до 30,7 % – худший результат со времен выборов в 2010 году.