Концерт в ДК «Днепроспецсталь» собрал чуть больше половины зала. За два часа до начала в кассе можно было купить самые дешевые билеты, чтобы затем без проблем пересесть в первые ряды. При явном отсутствии ажиотажа, которое можно было объяснить тем, что концерт проходил в понедельник, «Воплі Відоплясова» отлично отработали все выступление с выходом на бис. Действо, сопровождавшееся световым шоу и видеоинсталляцией, продлилось около 2 часов, за которые группа сыграла 23 композиции.
Олег Скрипка на протяжении многих лет удерживает звание одного из самых зажигательных украинских исполнителей. Несмотря на уже солидный возраст (в следующем году Скрипке исполнится 50), Олег демонстрирует отличную физическую форму, которая позволяет ему делать яркие выступления.
При этом представленная программа показала, что личная харизма Скрипки и его фирменные ужимки, включающие движения из индийских танцев, пародии на балетные па и откровенно животные прыжки, все больше замещаются собственно музыкальной и лирической составляющей. Помимо классического состава из 4 участников группы на сцене играли и пели еще 7 музыкантов – три скрипачки, клавишник-диджей, две бэк-вокалистки, гитарист. Такого усиления потребовали романтические, гармонически сложные песни из последнего альбома «Чудовий світ».
«Все на світі є любов», – заявил Скрипка, объявляя одну из песен. Тезис стал основополагающим в творчестве группы. «Чудовий світ» полностью посвящен любовной тематике, причем если большая часть песен посвящена любовным отношениям в чистом виде, то оставшаяся – любви к жизни вообще, радости созидания и восхищения устройством Вселенной. Это звучало бы слишком пафосно, если бы не известная доля иронии и самоиронии у музыкантов, вышедших из киевского панк-движения 80-х.
Тематика поисков абсолютной красоты и смысла наметилась в творчестве ВВ еще в альбоме «Хвилі Амура», где появились такие песни, как «Любов» и «Розмова з Махатмою». Собственно, за это заядлые любители «Воплей» и почитали творчество группы. Намеченная тенденция завершилась тем, чем сейчас является ВВ. На концертах задумчивость последних песен, с заметно возросшим количеством текста, дополняется драйвом старых хитов. Музыка для ног сменилась музыкой для головы, или, как часто говорят, для души.
Олег Скрипка прошел путь от авангарда и минимализма к большой поэзии. Теперь тексты приобрели огромное значение. В них восхищение мистическим порядком вещей в мире, попытка постигнуть духовную сторону бытия. Скрипка, вдохновляемый в последние годы восточными культурами, использует стилистику хокку и рубаи.
Бува, зникає річ, немов хто украв,
З'явиться потім там, де ти й не бував.
Ти робиш щось, а ніби хтось заважа.
То з неба дар впаде, то вдача зника.
Не хочеш – є, захочеш – все пропаде,
Нема, нема, а потім раптом буде.
То чари, примари, анклави і зоревій
Плетуть, метуть, ведуть наше буття. («Примари»)
На смену ранним пародийным стихам о любви – «Це було у вісімдесят другому, я їхав у пазику разом з другом, бачу – ти сидиш в углу…» – пришла серьезная лирика, в которой любовная тема используется для поиска объяснения мироздания.
Набуває зміст
Небувалих змін,
Таємничних рис
Невідомий символ.
Пам’ятаю сни,
Де поля рясні,
І суниці скрізь,
Ти така красива,
Мене звеш кудись. («Мана»)
При этом Скрипка крайне созидателен, вместо томления чувств – кипучая деятельность.
З тобою разом ми долаєм світи,
Несамовитий я, замріяна ти. («Талалай»).
А понеділок – день величний,
Прозорі, сильні почуття.
Витають сили потойбічні,
Долають смуток, маяття,
У понеділок надихаюсь я! («Понеділок»)
«Понеділок» – это уже диалог с великими. Скрипка интерпретирует тему, разработанную одним из основоположников русской поэзии Державиным в своем шедевре «Бог».
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
...Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Мені невідом сум і скиглі,
Я по життю пливу, мов херувім.
Нас порятує Джа єдиний,
Аллах і Крішна навздогін.
Собі я сам і бог, і син! («Понеділок»)
И все же за внешней дикостью, кедами и спортивными штанами, в которых любит выступать Олег, проглядывается нежнейшая натура. Отметим, что на концертах ВВ в особенный экстаз приходит слабый пол. К нему все чаще обращается артист.
Сумна та зимна
Діва крижана,
Меланхолійна
Снігуронька.
Тебе обійму,
Ніжно розпалю,
Люблю, люблю, люблю,
Розтоплю. («Диво»)
Девушки и женщины различных возрастов с удовольствием внимают этим мантрам, перемежающимся с энергичными хитами. К концу действа пространство под сценой полностью заполнилось разгоряченными поклонницами. Корреспондент РепортерUA насчитал не менее 4 букетов, подаренных Скрипке зрительницами.
К концу выступления в зале уже никто не сидел. «Танці», «Юра», «Були на селі», «День народження» сделали свое дело. При этом классическое окончание рок-концерта, с воздетыми руками к кумирам и потными телами на сцене и под сценой, прошло в крайне дружелюбной атмосфере. Вообще среди публики, приходящей на концерт ВВ, приятно находиться. Она взрослеет вместе с группой, ориентируясь на открытость, интеллигентность и непосредственность ее фронтмена. А это, в свою очередь, значит, что просветительская задача, которую не раз подчеркивает Олег Скрипка, говоря о своем творчестве, пока выполняется им на «отлично».
І на останок маю ще додати
Мій особистий заповіт,
Шкода, хто любить нарікати,
Картає незбагненний світ,
Той не живе, хто не узріт. («Понеділок»)
Трек-лист выступления:
1. Диво
2. Мана
3. Чудовий світ
4. Талалай
5. Примари
6. Щедрик
7. Є-є
8. Відрада
9. Дібровонька
10. Чіо-сан
11. Пісня січових стрільців
12. Зоряна осінь
13. Ладо
14. Відпустка
15. Понеділок
16. Розмова з Махатмою
17. Трава
18. День народження
19. Були на селі
20. Весна
21. Юра
22. Танці
23. Країна мрій