
На пути в Европу, чуть более полугода назад, Украина официально взяла на себя заботу о ромском населении. Вполне символично – в Международный день цыган, 8 апреля сего года, – президент Виктор Янукович подписал Указ «О стратегии защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства на период до 2012 года». Тогда новый закон вызвал незамедлительный резонанс в СМИ, а именно лавину критических замечаний в адрес правительства: украинцы испугались «зеленого света» ромскому населению и предполагаемой волны мигрантов со всей территории Европы в нашу страну.
Несмотря на прогнозируемую в некоторых изданиях «перегрузку» страны зарубежными гостями, которая так и не случилась, и журналистскую панику по этому поводу, принятая президентом стратегия обеспечения ромов равными правами и возможностями для участия в социально-экономической и культурной жизни страны все же существует, как минимум, документально. Вопрос в том, выполняется ли она на практике? А именно: хотят ли сами украинцы принимать на равных живущих рядом с ними людей с другим цветом кожи, языком и традициями? На эти и другие вопросы пытались ответить участники семинара, прошедшего в конце прошлой недели в Запорожье, организованного международной благотворительной организацией «Ромский женский фонд Чирикли».
Рома/цыгане – положение и проблемы
Имя «рома» понятно не каждому. Скажем откровенно, в узком кругу они называют друг друга цыганами, по крайней мере, так делают запорожские рома. Услышать слово «цыган» от чужого им тоже не обидно, если не в оскорбительном тоне или форме.
– Если мы говорим о художественном творчестве, то не оскорбительно употреблять слово «цыгане». То же касается просто разговора с людьми… Здесь можно сказать «цыгане» для лучшего понимания. Но в официальных обращениях все-таки используется слово «рома» как наиболее политкорректное, – поясняет вице-президент МБО «Ромский женский фонд Чирикли» Зола Кондур, добавляя, что рядом с «рома» используются также этнонимы «синти», «мануш», «кале», в зависимости от региона распространения.
На сегодня рома – одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе. По данным 2001 года официально в Украине насчитывалось более 47 тыс. человек ромской национальности. Неофициально – в Украине проживает от 200 до 400 тыс. ромов.
Говоря о проблемах ромов, участники семинара выделили несколько основных: доступ к образованию и медицине, невозможность устроиться на работу, жилищные проблемы, отсутствие правовой защиты и, пожалуй, главная, подкрепляющая все вышеперечисленные, – дискриминация по национальному признаку.
Не секрет, что зачастую в нашем обществе к людям ромской национальности относятся, если не с откровенным хамством, то с некоторым пренебрежением и внутренним напряжением. Лично проведенный опрос среди коллег и знакомых подтвердил, что только двое из десяти не провели моментально параллель между рома и всевозможной криминальной деятельностью. Даже люди, ни разу не столкнувшиеся с ромами в жизни, стереотипно считают их ворами, мошенниками и наркодилерами. Глупо отрицать, что среди ромов есть и те, и другие, как и среди украинцев, русских, белорусов и людей прочих национальностей. Но говорить, что все рома – мошенники, примерно то же, что утверждать «все немцы – фашисты» или «все норвежцы – «брейвики» и т.п.
Впрочем, такой паттерн постоянно подкрепляется СМИ, бездумно использующими манипулятивный этнопрофайлинг. Так, журналисты часто подчеркивают в криминальной хронике, копируя правоохранителей, национальную принадлежность преступника (если это не русский или украинец). Например, нередко можно увидеть в заголовке «Цыганка обворовала пожилую женщину», «Мужчина кавказской национальности убил соседа» и тому подобное, но мы никогда не увидим «Украинка обворовала пожилую женщину», «Русский убил соседа», потому что это уже не так интересно.
Запорожские номады превратились в старожилов
Несмотря ни на что, запорожские рома живут цивилизованной жизнью, стараясь не утратить при этом собственной национальной идентичности.
О достижениях запорожских ромов в попытке самоорганизации и защите собственных прав с уверенностью можно говорить уже сегодня. Как рассказал РепортерUA представитель будущей ромской организации в Запорожье Алексей Падченко, в ближайшее время общественная организация «Счастливая дорога» будет официально зарегистрирована.
– Для создания общественной организации мы обращались в Запорожскую облгосадминистрацию, и в ближайшие десять дней, после собрания инициативной группы, этот вопрос решится. Пока еще неизвестно – городская это будет организация или областная, но мы точно знаем, что будем помогать ромам во всех социальных сферах – от правовой защиты, до устройства на работу. У нас спросили, будет ли наша организация заниматься только «культурными» вопросам? Мы ответили, что нет, наша организация, помимо культурных вопросов, будет также отстаивать права ромов, – говорит Алексей Падченко.
На сегодня в будущей организации уже работают медиаторы (посредники), которые напрямую взаимодействуют с людьми, нуждающимися в помощи. Они не только ведут мониторинг случаев ущемления прав ромов в обществе, но и стремятся дать правовые консультации, объяснить своим согражданам, насколько важны вопросы регистрации и образования детей, медицинского обслуживания, культурного и социального роста.
Медиатор общественной организации Раиса Вербенко говорит, что сегодня запорожские рома, в основном, ведут оседлый образ жизни, давным-давно позабыв о кочевых временах.
– У нас обычные дома, семьи. Мы стараемся обучить своих детей. Я сама закончила техникум, став модельером-закройщиком. Современные рома работают сегодня грузчиками, сапожниками, водителями, предпринимателями… В общем, наша жизнь ничем не отличается от жизни среднестатистического украинца, с единственной разницей в том, что время от времени нам приходится сталкиваться с дискриминацией. Когда тебя не пускают в магазин из-за цвета кожи и длинной юбки – это, поверьте, больно, – подчеркивает Раиса Вербенко.
Кстати, по словам медиатора Нины Белошенко, в Запорожье все еще есть и кочевые рома, в традиции которых осталось гадание на улицах. Часто это именно они собираются группами и предлагают прохожим свои услуги в предсказании судьбы. Как раз здесь горожане и жалуются на мошенничество… Вопрос в том, стоит ли задерживаться и беседовать с яркими женщинами или лучше пройти мимо?
Вера в помощь и сострадание
В завершение семинара нам посчастливилось лично побывать в гостях у оседлых запорожских рома. Гостили в двух домах на поселке Чкалово.
В этот день нас ждала Вера Домченко – пожилая ромская женщина (71 год – авт.) с добрыми глазами и довольно трудной судьбой. Бабушка Вера живет с дочкой-инвалидом и двумя внуками.
На узкой улочке стоит ее заброшенный дом, недостроенный с прошлого века. По словам хозяйки, семье так и не довелось в него вселиться – стройка прекратилась в день смерти ее мужа. Так что старый дом с холодными стенами, «украшенный» картинами, игрушками и покрывальцами, покосился и обветшал. Достроить его нет возможности, да и смысла…
Сказать, что Вера Домченко со своей семьей живет в бедности – не сказать ничего. В глубине двора стоит миниатюрная полуразвалившаяся времянка-мазанка. Как раз в ней и «живут» четыре взрослых человека. Цивилизованного отопления в ней нет, а коптит ржавая буржуйка, электричества тоже нет – его отключили за неуплату. А вот что есть: тотальная бедность и долги, ведь 900 грн бабушкиной пенсии приходится делить на четверых.
– Моя дочка Инна – инвалид, она не работает. Внуки взрослые, но на них мы все еще не можем получить документы. Для того, чтобы дочке давали пособие по инвалидности, нам сказали, что нужно лечь в больницу на обследование, но предупредили, что это дорого обойдется, так что, кроме моей пенсии, денег нет, – со слезами на глазах говорит женщина. Она рада гостям, но, провожая, просит: «Помогите»…
Сейчас члены ромской организации в Запорожье взялись за оформление документов на взрослых внуков. Для этого, конечно, придется много похлопотать – побегать по кабинетам, ведь получить свидетельство о том, что ты человек, не так уж просто.
Надежда на будущее
– Вот здесь живет ромская семья среднего достатка, – говорят медиаторы, и мы попадаем в просторный теплый дом Надежды Бендас.
Здесь все так, как в любом среднестатистическом украинском доме, не считая подчеркнуто ярких красок в интерьере, свойственных ромской культуре.
О проблемах ромов хозяйке дома говорить трудно, поскольку их она не видит.
– Мы давно живем на запорожской земле, проблем нет. Современные дети получают образование и работают в разных сферах. Например, моя дочка работает в салоне модельером-парикмахером, племянница там же. В свое время мой дед был председателем здешнего колхоза «Червоний флот». Сейчас живем, растим детей, ведем хозяйство, – говорит Надежда.
Пожалуй, единственное, что сегодня отличает оседлых рома от соседей-славян – культ женского целомудрия. Так, например, ромским девочкам не позволительно ходить в ночные клубы, гулять без присмотра поздно вечером или ночью, ходить в кафе или рестораны без сопровождения мужчин-родственников. Как и везде, бывают исключения из правил, но общий посыл таков.
– Наши девочки выходят замуж девочками – это важно для нас. Молодежь не может жениться на ком попало, то есть самостоятельно, в тайне от родителей или начать жить вместе без брака – это неправильно. Семьи обязательно должны познакомиться и «засватать» своих детей. Рома может жениться и не на ромке, но ее семья должна быть хорошая, – рассказала Надежда Бендас.
Что касается праздников, то православные запорожские рома подчеркнуто почитают главные религиозные торжества – Пасху и Рождество Христово. Они соблюдают все рождественские традиции, часто ходят в церковь, а на Пасху пекут огромные «метровые» куличи. Раиса Вербенко говорит, что к такому празднику, как Пасха, всякий уважающий себя православный рома готовится заранее, а женщины занимают очередь за доступом к специальной печи, которые все еще имеются во дворах некоторых ромов, где и пекут эти удивительные куличи. Здесь у каждой хозяйки есть свой неповторимый рецепт.
– Возможно, в Запорожье эта традиция не сохранилась, но на Бессарабии есть такая ромская традиция, когда семья приходит из церкви на Пасху, то в доме ставится таз с водой, куда кладут все золотые украшения, что есть в семье, а также освященное яйцо. Каждый ребенок должен умыться этой водой и поцеловать руку отцу, – рассказала Зола Кондур.
Отметим, что 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный ромский конгресс. Результатом конгресса стало признание ромов себя единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: зелено-голубого флага с красным колесом в центре и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем» («Идем, Идем», – авт.).
Интересно то, что при столь богатой древней культуре, в том числе и языковой, до сих пор не существует единого ромского языка. Понятно, что язык – система живая и постоянно развивающаяся, но рома по сей день пребывают в поисках того самого фундамента для развития этой системы в общем ключе.
– На сегодняшний день есть множество диалектов языка ромов, также есть около ста общих слов, которые пересекаются в этих диалектах, их понимают все рома, но единого нет. Есть принятый международный ромский язык, но в нем так много слов английского и французского происхождения, что он не может быть принят как литературный ромский, в силу того, что будет не понятен большей части национальной группы, – говорит Зола Кондур.
Рассеянность ли национальных групп и кочевой образ жизни ромов стали причиной отсутствия «общего», «принятого», «утвержденного», «литературного» языка ромов или что-то другое, но факт остается фактом: диалектов более чем достаточно, а языка, которому дети учились бы в школах, все еще нет. Вместе с тем, по словам вице-президента организации, именно сейчас делаются попытки стандартизации ромского языка, для того чтобы выпустить ромский букварь.
В фонде «Чирикли» подчеркивают, что современные ромы не стремятся к обособленности, категорически против апартеида, создаваемого обществом. Например, им хотелось бы учить своих детей в смешанных школах, а не сегрегационных. Но для них также важно сохранить свою национальную идентичность, свою культуру при толерантном отношении к ним соседей.