
Писать о Крыме сейчас сложно. Слишком эта тема болезненна, неоднозначна и заполитизирована. В сети не утихают дебаты по поводу курортного сезона на полуострове, количества отдыхающих, ценах и прочих злободневных вопросах. Вот только огорчает, что одна из сторон этих споров упорно хочет доказать, что в Крыму теперь пусто и грустно. В ход идут аргументы, которые порой просто смешат. Диванные специалисты, ища подвох, по тени, отбрасываемой отдыхающими, доказывают, что время съемки видео с крымского пляжа, выложенного в YouTube, не соответствует действительности.
В общем, в такой ситуации нужно ехать и убедиться во всем лично, что и сделал РепортерUA. На разведку мы отправились в Ялту, на день заехали в Севастополь.
Билеты. Поездка организовалась спонтанно. Билеты в оба конца куплены и оплачены через интернет, что очень удобно. Цена – порядка 89 грн. С ними, точнее с их выбором, проблем не возникло. Правда, из всех вариантов – либо верхние места, либо боковые и тоже верхние. В любом случае, проездные документы покупались за неделю до отправления, а с ними, как в той поговорке – кто раньше встал, того и тапки.
Таможня. Перед поездкой нас предупреждали – постоять придется часа 3-4. В кассе любезная женщина подтвердила: «Поезд идет часов девять», добавив при этом, что время отправления и прибытия в билетах указано киевское. В Крыму сейчас один час разницы с материковой Украиной. В конечном итоге все предположения подтвердились – в Симферополь мы добрались на три часа позже, чем планировали. Два часа постояли на украинской таможне и один – на российской, в Джанкое. Но, что любопытно, добираясь обратно, через неделю, поезд пришел уже точно по расписанию.
Отдыхающие. Крым хорош в межсезонье. Осенью, ранней весной. А зимняя соловьевская Ялта, та самая – ассовская, трогательная и печальная, вообще имеет ни с чем не сравнимый колорит. Летом Крым превращается в улей.
По словам проводника, поезд, в котором мы ехали, сообщением Днепропетровск – Симферополь, был забит полностью. Правда, и количество поездов в Крым «Укрзализныця» сократила почти вдвое.
И все-таки людей много и на вокзале в Симферополе, и в Ялте, и в Севастополе. На пляже, набережной, рынках, автовокзалах и просто прогуливающихся по улицам. Нельзя сказать, что людей множество, но их много. И в большинстве своем, выдает говор, это жители Российской Федерации.
Цены. Гривны в Крыму не ходят уже даже на рынках. Пришлось вспоминать школьную программу деления и умножения.
Начнем с того, что недостатка продуктов за это время нами замечено не было. Понятное дело, ЮБК – это не весь Крым, да и аборигены говорят, что, в частности, с молочкой перебои есть. Цены, в принципе, такие же, как и везде. Хотя фрукты все же дороже. В любом случае все сводится к тому, где покупать, когда и у кого. К примеру, шезлонги. На одном пляже за пользование ими просят 100 рублей, на пляже через двести метров – уже 150, ну а на Массандровском, с более развитой инфраструктурой, – 300.
Проблемы с безналичным расчетом. Снять деньги с карты украинского банка так и не получилось. В некоторых магазинах есть проблема с купюрами мелкого достоинства – нет сдачи. Но нет проблем с обменниками – они на каждом шагу.
Средний чек в столовой на двоих голодных взрослых людей – 400 рублей. Стоимость обеда / ужина в кафе или ресторане зависит от ширины и глубины кармана.
Экскурсии – традиционно дорогие. Тысяча рублей с человека в среднем (порядка 350 грн). Самостоятельная поездка в Севастополь с посещением Херсонеса обошлась в три раза дешевле.
Жилье. Как заверила нас местный «квартирный магнат», нижняя часть Ялты арендована полностью. Но ручаться за это не станем. Со стоимостью жилья такая же ситуация, как и с питанием: можно найти квартиру за 3000 тысячи рублей (1000 грн) в сутки, а можно разместиться в скромных покоях за 300. Вопрос в запросах.
Из того, что удивило. Дважды в нас не признали украинцев. Неужели крымчане так быстро разучились узнавать своих...
В Крыму все по-прежнему рассчитано на то, чтобы отдыхающие с радостью и без сожаления расставались с заработанными в течение года деньгами. В этом смысле ничего не поменялось. Местные жители подстраиваются под новые условия. Некоторые в разговоре признаются, что скучают по Украине, кто-то искренне говорит, что до сих пор пребывает в состоянии эйфории. Многочисленные билборды уверяют: «Крым возвращается в родную гавань».